Режиссёр рассказал КоммерсантЪ Weekend о последнем сценарии Алексея Балабанова.
 
8 сентября заканчивается фестиваль молодой драматургии Любимовка-2013. В этот день на сцене Театра.doc режиссер Владимир Мирзоев представит читку последнего сценария Алексея Балабанова «Мой брат умер», опубликованного после смерти автора. Владимир Мирзоев рассказал, как история о человеке, внутри которого живет его мертворожденный брат, описывает российскую реальность.

 

Владимир Мирзоев: Интерпретация сценария Балабанова для меня лежит в контексте если не политики, то всей духовной ситуации, сложившейся в нашем обществе. А политика — это уже производная от того, что происходит в головах. И этот текст я бы не стал выключать из актуального пространства. Это метафорическое высказывание о нашем современном обществе. Такое же, как фильм «Про уродов и людей», сюжет которого вроде бы развернут в начале века, но понятно, что речь идет о нынешнем времени. Сценарий «Мой брат умер» поэтическим языком говорит о современности, и это не всегда хуже, чем прямолинейное политическое высказывание. Та раздвоенность, которую мы фиксируем в русской культуре, русском обществе, в русском человеке, подхвачена в этом сценарии. И это одна из главных проблем, в том числе политических. Мы бьемся с тем, что существует множество разных взглядов на реальность, историческую или политическую. В демократическом обществе вся структура институтов работает на то, чтобы бесконечно договариваться, бесконечно согласовывать разные точки зрения, чтобы можно было без насилия двигаться вперед. Русская культура очень жестко поляризована, это и есть наша проблема. Как в сценарии Балабанова, где два человека сидят в одном и не могут осознать, что они едины, что эти полюса сидят внутри одного сознания. Жестокость и непримиримость и в то же время зацикленность носителей этих полярных мнений друг на друге — это и есть тема. Они не могут договориться, и в итоге им остается только убить друг друга. Мне кажется, это очень сильная метафора для описания современного российского общества.