Интервью с драматургом Ярославой Пулинович

 

Читка пьесы «Толстой о людях. Люди о Толстом» — совместный спецпроект «Любимовки» и фестиваля «Толстой». Текст был создан драматургами Ярославой Пулинович и Светланой Баженовой к юбилею дома-музея «Ясная Поляна». Про пьесу и её героя с Ярославой поговорила волонтёр блога Анастасия Костикова.

 

 

Почему для пьесы «Толстой о людях. Люди о Толстом» была выбрана форма разговора с сотрудниками дома-музея «Ясная Поляна»?

 

Когда мы со Светланой Баженовой начинали работать над пьесой, то прожили в «Ясной Поляне» десять дней, общаясь с сотрудниками дома-музея. Появилось ощущение, что эти люди — прямые проводники наследия Льва Николаевича. Многие из них каждый день читают Толстого, изучают исследования о нём, переводят материалы в электронный формат. В библиотеке работает потрясающая женщина, более сорока лет читающая книги про писателя. Есть Хранительница сада, следящая за яблонями и ухаживающая за могилой Толстого.

 

К каким материалам, кроме вербатимов сотрудников, вы обращались, работая над пьесой?

 

Некоторые сцены дописывали, наблюдая за посетителями. Два дня мы со Светланой сидели возле могилы Толстого, отмечая, как ведут себя люди, о чём говорят. Треть визитёров не замечает могилу, не обращает внимание на табличку. Одна посетительница приняла её за «такой ландшафтный дизайн».

 

Также мы работали с воспоминаниями учеников Толстого, читали дневники писателя, обращались к тем книгам, которые можно найти в единственном экземпляре только в «Ясной Поляне». Например, слуга Арбузов написал целую книгу о том, как прислуживал Льву Николаевичу. Ещё мы изучили книгу отзывов, содержащую записи конца 50-х – начала 60-х годов. В ней можно встретить много имён известных посетителей, но самые интересные заметки или даже целые сочинения оставляли простые люди.

 

Какая проблематика поднимается в пьесе?

 

У нас получился текст о стереотипах. Толстой прожил почти век, а целую жизнь невозможно подвести под безусловные определения. В представлении многих писатель очень отличается от действительности: он цитируется и идеализируется или наоборот ассоциируется с периодом разврата. Его брак тоже воспринимается по-разному. Нельзя говорить, что это пример абсолютно счастливого союза, но ошибкой будет и утверждение, что Софья Андреевна была с Львом Николаевичем несчастна. Толстой превратился в набор клише, нам хотелось их развенчать. Показать точку зрения тех, кто всю жизнь посвятил работе в «Ясной Поляне» и знает писателя лучше, чем он сам себя.

 

В пьесе есть мальчик, который постоянно задаёт вопросы и вступает в диалог с Толстым. Что вы хотели подчеркнуть этим приёмом?

 

Нам показалось, что это простые и вместе с этим очень важные вопросы, которые Толстой задает себе сам: кто я такой, откуда я взялся, для чего живу, кто меня окружает, что мне делать. Их должен произносить молодой человек — чтобы понять, что универсального ответа нет, каждый должен дать свой. Нам было важно, чтобы мальчик говорил со всеми, с кем только мог связаться, в том числе с голосовыми помощниками Сири и Алисой.

 

Вы принимали участие в постановке читки, которая состоялась в «Ясной Поляне» 3 сентября?

 

Нет, к сожалению, я до последнего не знала, как будет проходить читка. В первый раз с пьесой должен был работать Дмитрий Маличев, тогда он обращался к нам за комментариями.  В этот раз коллектив дома-музея обратился к режиссеру Михаилу Егорову, и за пять месяцев многое было решено по-новому.

 

Почему вам было важно принять участие в постановке читки?

 

Для меня это уровень моральных норм, ведь герои пьесы — живые люди.  Сотрудники знают, что используется их текст, ждут показ, поэтому мне не хочется, чтобы им было неприятно. Часто режиссёры пытаются привести пьесу к игре, например, библиотекарь в читке очень экзальтированный персонаж. Но надо понимать, что человек в жизни ведет себя иначе и что, придя на читку, услышит свои воспоминания. Поэтому с этой пьесой нужно работать максимально осторожно. Нельзя воспринимать людей как штампы.

 

Вам ближе работа с художественным материалом или с документальным?

 

С художественным. Документальный текст требует огромной внимательности. В нём всегда нужно учитывать рамки и границы, исторический контекст.

 

Пьеса заканчивается словами «Свободен только тот, кому никто и ничто не сможет помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить». Как вы думаете, Толстой любил людей?

 

Думаю, да.  В воспоминаниях рассказывается, что люди часто приходили к нему за советом, как к святому. Если не могли что-то поделить, поступали так, как решит Лев Николаевич. Он понимал человеческую душу, не имел иллюзий насчет людей и был очень терпимым, гостеприимным, всегда шёл на диалог. Толстой считал, что если люди хотят к нему прийти, то они имеют на это право. Конечно, под конец жизни его так замучили, что он прятался ото всех, а Софья Андреевна хотела даже выставить охрану возле «Ясной Поляны» — посетители были всегда. Толстой оказал огромное влияние на умы людей своего времени. Это был удивительный человек и гениальный мыслитель, такие люди рождаются раз в тысячелетие. 

 

Фото: Юрий Коротецкий и Наталия Времячкина