Интервью с драматургом Лидией Головановой
На «Любимовке» прошлого года была прочитана пьеса Лидии Головановой «Дыры». В этом году ученица Натальи Скороход вошла в основную программу фестиваля с текстом «Плотник». О драматургии и о том, можно ли пьесами заработать на жизнь, с Лидией поговорила волонтёр блога Кристина Милосердова.
Как вы пришли в драматургию?
В 2017 году я поступила на драматургический курс Натальи Степановны Скороход в Институт сценических искусств в Санкт-Петербурге. Попала туда случайно, до этого не писала пьесы, но театр меня интересовал с подросткового возраста.
С чего начать учиться драматургии и как совершенствоваться?
Важны общая насмотренность, начитанность, личный опыт. А учиться можно в разных местах. Например, в РГИСИ, как я. Или в Екатеринбурге в мастерской Николая Коляды. В Москве Павел Руднев и Михаил Дурненков ведут курс драматургов-театроведов. Кроме этого, есть огромное количество независимых проектов.
Как вы работаете над текстами?
Жизнь сама подталкивает к темам, например, пьеса «Плотник» биографична. В определённых жизненных ситуациях понимаешь, что они могут стать потенциальным материалом для драматургии. Текст приходит сам, я очень редко что-то «вымучиваю». Как правило, тема сразу в тебя попадает, понимаешь, что не можешь не написать про неё.
Структуру пьесы прорабатываете заранее или сразу же начинаете писать?
Сразу. Бывает, рождается идея, но структурно как сценарист, поэпизодный план я не пишу.
Много ли времени уходит на создание пьесы?
Обычно я работаю «наплывами»: по несколько дней или часов, бывает, с долгими паузами.
Хотели бы вы быть режиссёром своих текстов?
У меня есть режиссёрское образование, правда, в сфере театрализованных представлений и праздников, а не драматического театра. Поэтому некий режиссёрский запал есть, но сейчас мне интереснее работать в поле драматургии. Или создавать что-то вместе с постановщиком.
Может ли драматург прожить на деньги от написания пьесы?
Гипотетически да. Но я пока так не умею.
Как вы относитесь к критике?
Спокойно.