Интервью с драматургом Никой Вельт
Для блога «Любимовки» автор текста «Звёзды в чёрной дыре» Ника Вельт рассказала об опыте написания первой самостоятельной пьесы, кризисе отношений и режиссёрских взглядах на произведение.
Как возникла идея пьесы?
Когда-то давно я ходила в кружок Евгения Казачкова в ЦИМе, там прозвучала фраза «мой муж ушёл от меня в чёрную дыру» — и тогда мне очень понравился этот образ. Я хотела написать пьесу, как Бог явился на Землю, в современную Россию, в виде чёрной дыры. А получилась история про кризис отношений в паре, где чёрная дыра — магическое событие, влияющее на их динамику.
Как вы могли бы описать персонажей? Кто эти люди?
Это выдуманные герои, хотя в них есть что-то из моего личного опыта и из наблюдений за другими людьми. Мне чуть за тридцать, большинство моих друзей жалуются на непонимание, что им делать со своей жизнью, и я в этом случае абсолютно не исключение. Герои пьесы — типичные представители моего поколения.
Вы знакомы с «Любимовкой» и тем, что здесь происходит?
Про фестиваль знаю лет пять или шесть, в нём регулярно участвуют мои друзья, в частности, Маша Малухина. А в конкурсе впервые — попытала удачу, и она мне улыбнулась. «Звёзды в чёрной дыре» — моя первая самостоятельно написанная пьеса. До этого я работала над текстами только в коллаборациях — с Машей Малухиной, Игорем Витренко, Лёшей Синяевым, Сашей Тюжиным и Катей Тимофеевой.
С какими эмоциями вы идёте на фестиваль в качестве участника и автора?
Я в предвкушении. С Анной Зуммер, которая режиссирует читку, я уже поговорила, мы более-менее одинаково понимаем текст. Конечно, волнительно, что скажут на обсуждении. Текст не обязан нравиться всем, но интересно, как на пьесу смотрят другие люди, они могут в ней считать что-то, что я и не закладывала. Обсуждение после читки даёт возможность посмотреть на текст множеством других глаз. А ещё хочется услышать чужие тексты, всегда к ним отношусь с большим интересом.
Вы знаете авторов и тексты, которые представлены в этом году?
Я знакома с работами Витренко, Малухиной, Лидии Головановой и Зухры Яниковой. Пьесу последней я слышала на первой читке, мне очень понравилось. А текст Витренко я видела в процессе его рождения: мы с Игорем переписываемся, обмениваемся черновиками, обсуждаем их. Остальные тексты я почитаю, как только они будут опубликованы. Читка искажает видение, в ней есть режиссёрская интерпретация, театральность.
Чего вы ждете от читки своей пьесы: упора на режиссерскую задумку или на представление текста?
Я открыта к любому варианту, мне любопытно, что готовится. У этой пьесы уже были две читки, их делали разные режиссёры в разных форматах. На них сложились эмоционально очень непохожие атмосферы.
Как вы можете описать «Любимовку»?
Это один из фестивалей, известных многим людям. Здесь есть возможность познакомиться с современной драматургией и услышать читки авторов, давно работающих с пьесами. «Любимовка» — место знакомства с кучей интересных людей. Если раньше я на всё смотрела, как зритель, то теперь могу поговорить с драматургами напрямую.