О читке пьесы «Аллели» Ингриды Рагяльскене и Андрюса Даряла

 

В программе «Любимовки» как спецпроект прозвучала актуальная пьеса «Аллели» о сложных взаимоотношениях Польши, Литвы и Беларуси. Пьеса создавалась год назад на лаборатории, посвященной 450-летию Люблинской унии, положившей начало союзу Королевства Польского и Великого княжества Литовского. В связи с последними событиями она вылилась в некую рефлексию на тему перспектив взаимоотношений близких когда-то народов.

 

Действие развивается в двух временных пространствах — в 1569 году, где происходит ритуал слежания и девушке Литве сватают Польшу, и в 2021 году в Минске в клинике репродуктивной медицины УНИЯ, куда приходят полька и литовка для рождения общего суррогатного наследника для своих отцов.

 

Пьеса состоит из 8 сцен, заголовки даны только первой и последней — «Сватовство» и «Счастье свадебное». Собственно, основная идея — о том, будет ли это «свадебное счастье» от такого союза? В 1569 году сваты обсуждают необходимость и перспективу таких дальнейших отношений, жертвенности от такого союза. Важно понимать, что Речь Посполитая создавалась против агрессии Московского царства, к тому же, это был первый белорусский опыт участия в союзном государстве. Тетки, дядья переговариваются, кто получше из молодоженов и справятся ли они, проводят ритуалы сватовства с подарками, дают наставления. Литва приглядывается к Польше. Язык напоминает древнеславянские былины, что сразу настраивает наше восприятие на далекое прошлое.

 

 

В настоящее же время полька и литовка выбирают донора спермы для своего наследника и заявляют доктору, что забор генетического материала должен произойти обязательно на границе трех государств. Все действие в клинике происходит под периодически вливающуюся в действие сигнализацию пожарной тревоги, на которой сэкономили, поджигание мусорок и рисование креста у клиники православными активистами – доктор предлагает заклеить его плакатом о выборах, потому что он-то уж точно перекроет, — проверки полиции. Это синтез происходящего в Беларуси, на что с удивлением смотрят полька и литовка, по-русски знающие только слова «Здравствуйте. Война. Беженцы. Оккупанты. Рейс МН-17... свободная Литва спасибо» и говорящих их ассистентке доктора — Олечке, беженке с востока Украины.

 

К чему приведет уния? Чем закончилась история Речи Посполитой мы знаем, а чем закончился бы такой союз сейчас? Это пьеса о попытке посмотреть, как славянские народы приглядываются заново друг к другу. Однако для белорусов сейчас важно то, что, несмотря на сложные взаимоотношения, именно Польша и Литва первыми стали предлагать помощь пострадавшим от нынешней политической ситуации.

 

Авторы не смогли приехать на «Любимовку» и формат читки был новым. Режиссер и драматург Андрюс Даряла поставил, записал её в Литве и зрителям была представлена запись, причем получился целый фильм. 6 актеров существовали то в черно-белом пространстве – когда шел 1569 год, — иногда становящимся цветным в момент произнесения и актуальных сейчас слов), то в цветном. Периодически появлялись титры, будто фиксируя только что произошедшие действия. Сцены далекого прошлого сопровождались музыкой белорусского фольк-гурт коллектива «Стары Ольса», который и сейчас выходит играть на мирных протестах. В зале периодически слышался горький смех в точных иронично подмеченных моментах. Заканчивалась читка, как и пьеса, зачитыванием отрывка из советской телепередачи с объявлением о выходе на сцену (с перечислением диктором многочисленных наград) ансамбля «Песняры». Все это зрители видели сквозь специально наложенные помехи. Звучит Полонез Огинского на польском языке с белорусским акцентом.

 

Сквозь шумовые помехи этого странного времени все-таки состоялось обсуждение онлайн с авторами, на котором, конечно же, говорили о перспективах и вообще возможности союза таких государств.

 

Анастасия Василевич, отборщик фестиваля: «Это действительно интересный текст с точки зрения исторической. Потому что тогда казалось, что это правильное воспоминание, а сейчас получается тонкий анализ причинно-следственных связей».

 

Диана Дзис

Фото: Юрий Коротецкий и Наталия Времячкина