Интервью с режиссером Бениамином Коцом
На «Любимовке-2019» Бениамин Коц из Польши сделал читку пьесы драматурга из Минска Марии Белькович. О тексте и читке – в интервью.
Сколько лет вы живете в Москве? Как вам город?
Москва мне очень нравится. Этот город похож на Варшаву, где я жил шесть лет до этого. Поэтому здесь я чувствую себя очень комфортно. Но все равно, что касается документов, чиновников и всякого такого, в Москве с этим всё обстоит гораздо сложнее и бесячее, чем в Польше.
Удалось ли вам найти контакт с драматургом Марией Белькович, по пьесе которой делали читку?
Я работал с пьесой, а с Машей мы встретились только за два дня до читки, обсудили, сократили... Без больших споров, с пониманием. Пьеса «Благополучие» – это, по-моему, мини-срез реальности каждой страны. Такой многоэтажный дом есть в любом городе, такой сосед есть у каждого. И не только в доме, нам приходится уживаться с такими людьми, и с людьми в принципе, в нашем сегодня уже тесном мире. Этот дом – пример такого пространства, где нам нужно быть терпимее и уважительнее по отношению к другим.
Какая основная задумка этой пьесы, по вашему мнению?
Наверное, эта пьеса – проба схватить нашу охреневшую комфортную жизнь. Если мы вдруг выпадаем из зоны комфорта, начинаем теряться.
Как бы вы поставили первую часть пьесы – чат в мессенджере – на сцене?
Это вопрос не для моментального ответа. Задача была сделать читку, а не спектакль, поэтому я даже не задумывался над этим.
Как Вам на «Любимовке»?
Очень интересно! Я даже думаю о том, что это должно войти в мою традицию – ежегодно быть на «Любимовке». Драматурги – это те люди, которые всегда, к сожалению, в тени. Так уж заведено, мы их не видим. А на «Любимовке» у тебя есть возможность их увидеть, и когда сопоставляешь пьесу с человеком, сразу возникает больше понимания о самом тексте. Мне кажется, это очень полезно – что драматурги, актёры и режиссёры имеют такой фестиваль, где они могут общаться, знакомиться и работать вместе.
Хотели бы устроить что-то подобное в Польше?
Хотел бы, правда в Польше очень мало драматургов, точнее, там никто не делает такую статистику, но по моим ощущениям, там пишется всего пять-десять пьес в год. Кроме этого, Польша маленькая, в ней живет 40 миллионов человек, это примерно как две Москвы. Вот сколько драматургов из Москвы на фестивале? Примерно три? Ну вот, где-то столько же умножить на два, в Польше.
Лиза Булаева
Фото: Юрий Коротецкий и Наталия Времячкина