Обзор дня fringe. Что это было?

 

 

Дмитрий Волкострелов поставил главную комедию «Любимовки-2018». Обычные зрители стали «актёрами по бумажке». Самых бурных обсуждений заслужила тема нью-эйдж митингов. 6 августа на сцене Театра.doc состоялись читки шести пьес, которые не то что поставить сложно — иногда прочитать невозможно.

 

 

Художник Шифра Каджан вошёл в программу fringe-2018 с двумя пьесами. Первая — «Множественное время клиники», по сути, видеолекция о том, куда катится мир: в гору или с горы, и куда вместе с миром шла бы наша идентичность.

 

 

«Я думаю, идеальный человек — гермафродит, потому что он наполовину мужчина, наполовину женщина». Это цитата из пьесы. Инсталляция включала в себя и шутки: «Конец тысячелетия бывает раз в тысячелетие»; «Здесь работали скопцы? Потеря языка кажется неслучайной»; на фоне консервной банки Энди Уорхола — рассказ о переваривании прошлого и настоящего и так далее. «Что будет с будущем, по-вашему?» — спросили Каждана. «Художники не предсказывают будущее», — ответил он. Для «Любимовки» пьесу поставил режиссёр Андрей Стадников.

 

 

Вторая пьеса Каждана — «демонстрация как спектакль как пример как сообщение» — перевод текста поэта-битника Аллена Гинзберга о том, как правильно проводить забастовки и митинги. Например, делать нимбы из бумаги и раздавать полицейским, играть на аккордеонах и бубнах, держать в руках игрушечных солдатиков и петь молитвы. Режиссёр Всеволод Лисовский сделал неожиданный ход (как всегда), вывесив распечатанную пьесу на стенд: кто захочет — прочитает. Для тех, кто хотел слушать, а не читать, он организовал стихийную читку: позвал из зала шесть человек, дал им текст в руки. Вначале запинающиеся, по-ученически выговаривающие предложения люди постепенно нашли общий ритм и закончили ритмически зачитанной концовкой всех ссылок на «Википедию» (!).

 

 

Режиссёр Дмитрий Волкострелов поставил пьесу Екатерины Августеняк Lorem Ipsum. Спектакль оказался самым смешным на «Любимовке»: зал хохотал, не переставая, весь час. Зрителей нельзя в этом винить, потому что актёры тоже иногда не выдерживали прочитанного и смеялись. Пару раз сдавался сам Волкострелов, но быстро брал себя в руки.

 

После читки я задала вопрос режиссёру, ожидал ли он, что Lorem Ipsum станет главной комедией «Любимовки-2018». «Когда я читал сам — нет, не ожидал. Когда мы собрались на репетицию и начали читать с актёрами это вслух, появился диалог, какие-то связи — тогда да. Конечно, были опасения, что сейчас всем смешно, а завтра уже будет не смешно. Всегда так. Или тебе смешно, другим нет», — ответил Волкострелов.

 

 

Lorem Ipsum — пьеса, текст которой смиксовал онлайн-генератор: автор задала генератору темы, а после потоковый текст разделила на цитаты. Получилось то ли чудо, то ли чушь. Самое интересное, что весь этот набор бессмыслицы в быстром речитативе актёров обретал новые смыслы, диалоги были жизненными до невозможности, а плачущие интонации на фразах вроде «Мой пернатый друг хомячок в высоком жабо» (представьте час такой бессмыслицы) не оставляла шансов на серьёзность. Осмысленное безумие, медитативная чушь, вся наша жизнь в одной пьесе — этими фразами можно было бы описать спектакль.  

 

«Ксюша постоянно курит» Алины Журиной была поставлена на сцене арт-директором «Любимовки» Анной Банасюкевич. Работа стала первым её режиссёрским опытом. По словам зрителей, опыт удался, только они отнесли бы текст к основной программе, а никак не к фринджу.

 

 

С пьесой всё просто — это текст про смерть. Мысли, сны и явь постоянно предвещают смерть молодой девушке. От этого Ксюша постоянно курит. И только совсем перед смертью не станет ничего делать, даже курить.

 

«Иконостас.mp3» Даниила Гурского в постановке Елизаветы Спиваковской соединил два мира: духовный и наш. Наш — это мир супермаркетов (проверил Facebook), охранников на входе (проверил Vk), разборок с соседями (проверил What’s up), споров из-за наследства (проверил e-mail) и отдыха семьи на море (проверил Facebook). Духовный — это звучащая в наушниках у главного героя книга священника Павла Флоренского, посвящённая анализу иконописи.

Да, в этом году кураторы fringe-программы Анна Банасюкевич, Дмитрий Волкострелов, Всеволод Лисовский, Александр Родионов и Елизавета Спиваковская сами ставили читки выбранных ими текстов.

 

 

«Смысл «фринджа» — найти тексты, которые могли бы стать будущим нашего театра, и поэтому логично, что сами отборщики попробовали показать, что это за будущее и почему», — рассказала Банасюкевич.

 

В конце читок кураторы объявили о завершении fringe-программы в том виде, в котором она существует. «Мы пока не знаем, что будет в будущем. В данный момент есть проблемы внутренних противоречий, есть организационные проблемы. Мы сейчас осмыслим, что произошло с «фринджем» за три года, и будем решать, что делать дальше», — пояснил Волкострелов.

 

Ольга Рафаева

Иллюстрации фестивальных дней: Лиза Андреева

Фото: Даша Каретникова