День третий!
Пьесы, представленные в третий день фестиваля, воссоздавали миры разных масштабов.
Мир вокруг нас
«Файлы мёртвых славян» Юрия Смирнова (режиссёр Георгий Сурков) – вторая стихотворная пьеса в основной программе фестиваля. Зрители говорили об отличной поэзии и спорили о том, что такое пьеса сегодня. Можно ли стихи назвать пьесой? Всё просто: как только автор написал слово «пьеса», он решил судьбу своего текста. Или как сказали организаторы фестиваля: «автор ложится под режиссёра», предоставив последнему свободу в интерпретациях и воплощении текста на сцене.
В пьесе Юрия Смирнова размышления о высоком не просто соседствуют с бытовыми банальностями, но и приравниваются к ним. В нашей жизни важно всё! Люди разных возрастов, взглядов, профессий фиксируют происходящее вокруг них. Короткие строки точно обрисовывают нашу реальность, изломанную войной и политикой. В этом пространстве человек привык к смертям; взрыв называет чрезвычайным происшествием и ставит его в ряд с покупкой микроволновки; радуется, что бабушка старенькая, а значит, её не будут бить и насиловать. Во всём приходится как-то жить. Мы учимся жить, уже научились. Пьеса искренне верит в существование бога и так же искренне говорит о его отсутствии. Она вбирает философию от древних Греков до наших дней и всё обесценивает. Оставляет человека наедине с самим собой. Вот он венец творения, он полетел в космос, совершил невероятные открытия и вынужден бороться за жизнь. Как такое возможно? «Файлы мёртвых славян» – об умирающих людях, оставляющих после себя послание современникам и потомкам.
Мир внутри нас
«Замыкание» Марии Малухиной (режиссёр Александр Созонов) – пьеса о заикающемся 13-летнем мальчике. Испытывая трудности в общении; забытый родителями, с головой ушедшими в собственную жизнь, он молчит и воспитывает себя сам с помощью интернета. Дебютная пьеса автора напомнила зрителям пьесу Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам», прочитанную на «Любимовке-2017» и шествующую сегодня по сценам разных театров.
Главный герой пьесы – мальчик, познающий мир. Но молчит не только он. Фактически молчит вся семья. Мама переписывается в чате с подругой и пытается стать бьютиблогером. Отец переписывается с любовницей. Даже бабушка уходит с головой в YouTube. В пьесе очень мало голосов. Замыкание не только в заикании ребенка. Замыкание в диалоге, в общении в обычной сегодняшней семье.
Фантазийный мир
«Байрон» Алексея Паперного – завершала день пьеса внеконкурсной программы, составленной Олегом Лоевским. В лицах, с комментариями, напоминаниями, уточнениями, даже своими впечатлениями сам автор исполнял пьесу. Это было неповторимо. На протяжении трёх часов мы бродили в пространстве выдуманного, немного сказочного мира, существующего по своим законам. Здесь в лесу живёт серый волк со шрамом на животе, комарики превращаются в ангелов, Моцарт пьет водку, а дружная компания угоняет космический корабль. Ничего не понятно, но очень смешно и захватывающе. Сцены переплетаются, рассыпаются, объединяются, движутся параллельно.
Из коридоров загадочного мира не хочется уходить. Самая продолжительная читка фестиваля. Время за полночь. Обсуждение в полголоса. Притихшие, восхищенные пьесой зрители не аплодируют, а машут руками как на спектаклях слабослышащих людей. Ведь уже поздно и нельзя шуметь, даже если очень хочется, а зрители «Любимовки» – дисциплинированные зрители.
Маргарита Гриня
Иллюстрации фестивальных дней: Лиза Андреева