Мастер-класс Кирилла Глушаева: Базовые принципы и техники в системе импровизации Кита Джонстона
Пятый день фестиваля начинался жарко, душно и по-своему прекрасно. Места заняты, только что-то совсем не видно того, ради кого все сегодня собрались. Речь, как обычно, начинает Евгений Казачков: «Мы благодарим Варочный цех, Сферу, Эхо Москвы, Лит Рес… и сегодня я рад вам представить актера, режиссера, переводчика, участника импровизационного театра, преподавателя Академии музыки и театра Литвы, это все он попросил меня сказать, – Кирилла Глушаева». Тут прямо из зала на сцену выбегает стильный молодой человек в ярко-зеленой рубашке и шортах.
«Я никогда прежде в Москве не был, с театром мы приезжали, а так – никогда.
Мы с вами будем говорить об импровизации сегодня, и поэтому давайте начнем с того, что вас всех интересует, потому что один из важнейших принципов - слушать важнее, чем говорить, и следовать важнее, чем вести, так что – начинайте».
Началось. Но не с вопросов из зала, как на интервью или обсуждении чего-либо, а с импровизационных практик от Кирилла.
«Давайте все встанем и поздороваемся со своими соседями, которые пришли сегодня.
Отлично, а какого цвета глаза у ваших соседей?»
На лицах людей задумчивость и ухмылка.
«Значит, давайте еще раз поздороваемся. Ага, отлично, теперь давайте обнимемся, а теперь так, как будто вы темпераментные грузины, а теперь так, будто вы 50 лет не виделись, отлично.
Теперь давайте все повернемся сюда, в сторону окон и начнем делать массаж впереди стоящему человеку.
Всё, можете сесть, лечь, встать, в общем, занять любое удобное для вас положение».
Кирилл потом еще упомянет, что каждое шоу начинается с небольшой разминки для всех, кто приходит: «В Театре участвуют все, это коллективное творчество».
«Импровизация – это жанр личностей, всех, кто приходит на шоу, или на мастер-класс».
Вопрос из зала:
– А кто же всё-таки такой Кит Джонстон?
Кирилл: «Я считаю его своим дедушкой. Он создал импровизационный театр и назвал его «Loose Moose». Кит составил весь актерский список вверх ногами. Есть в списке непреложное правило: «Будь оригинальным». Кит утверждает: «Нельзя быть оригинальнее своего оригинального генетического кода; Будь средним!» Там: «Будь всегда готов». Кит говорит: «НЕ будь готов!» Ну, и так далее».
«Пожалуйста, ошибайтесь»
«Ошибка в импровизационном театре – это то, на чем все строится, из ошибок складывается история, и на "ошибках" можно сотворить невероятное. Первое, что нужно сделать – признать ошибку. Как говорится в норвежской пословице, не ошибается только тот, кто лежит. Да и жизнь в целом это же не результат, а процесс, поэтому нужно ошибаться.
Не нужно бояться быть клоуном, или не оправдать чьих-то ожиданий, или сделать что-то не так. Нужно действовать и принимать то, что с тобой случается».
Время мастер-класса подходило к концу, но без импровизационных практик Кирилла не отпустили.
Были и игры разговорные, когда добровольцы выстраиваются в ряд и каждому нужно сказать слово на определенную букву. Казалось бы, чего проще? Но здесь и сейчас присутствовать было сложно. В голове, вместо наблюдений за залом и твоими партнерами, мысли: «как бы кто не сказал моего слова, или какие же еще слова-то на эту букву остались?»
«Спасибо.
Давайте дальше…
Мне нужны два добровольца из зала, мы с вами будем играть в «Слово».
Каждый из вас может говорить только одно слово, никто не знает темы, куда нужно прийти, история будет просто складываться сама собой».
И тут опять началось! Некоторые из добровольцев сразу же впадали в ступор, у других получалась смешная история.
– Кирилл, а как вы вообще пришли в импровизацию?
«Я учился на третьем курсе режиссерского факультета: Римас Туминас уехал в Россию, и мы были абсолютно брошенным курсом. Но, как гласит китайская мудрость, где кризис, там и возможности. Я как-то слонялся по академии туда-сюда и забрел к актерам на урок импровизации, ну, и думал, отсижусь где-нибудь сзади. Но отличалось занятие тем, что участвуют все. Педагог говорит: «нужно участвовать», а я такой: «как? я же ничего не умею, я не готовился», и он мне сказал, что и не нужно ничего уметь. Не будь готов. И я вышел, и так хорошо стало, потому что никто не требовал ничего никому доказывать, не нужно было строить из себя доминирующего самца, как если ты режиссер. Я такое ощущение испытывал в последний раз, когда был подростком и танцевал брейк данс, все стоят в кругу, друг другу помогают, поддерживают, делая при этом только то, что умеют. Вот так и началось, мне че-то понравилось и пошло, и поехало.
Театр импровизации «Другой Угол» существует уже 10 лет. За это время было разное. Обычно шоу длится от часа до полутора часов, но бывают и длинные формы, спектакли по два часа. Все это импровизация, но бывают и смешения стилей со стендапом, или с психологическим, драматическим театром. И шоу эти показываются для различной публики, это могут быть четыре бабушки и два священника, а могут быть 2500 зрителей в большом зале. Может быть разное, и это прекрасно.
Продолжение, как говорится, в следующей серии, то есть на следующих мастер-классах!»
Анастасия Старова
Фото: Даша Каретникова