О читке пьесы «Визит» Ирины Васьковской
Мелодичная, больше похожая на музыку, послание, чем на стандартную пьесу с сюжетом. Текст словно белый стих, поток сознания, где изначально не было прописанных ролей. Но так кажется только поначалу – за узорами виднеется история. Яснее пьесу сделала читка Марии Чирковой и обсуждение после.
Вера Сердечная, отборщик фестиваля, театральный критик: Пьеса-поэма Ирины Васьковской исследует природу сексуальности. Неустрашимо вскрывает тёмные, запретные темы скальпелем ветхозаветной поэзии, в частности, демонстрируя работу механизмов психологического вытеснения. Многомерный, гипнотизирующий текст в сложном ритмическом рисунке, в котором сплетаются разные культурные и речевые пласты, главные из которых «песнь песней», психоанализ.
На обсуждении мнения зрителей, критиков и драматургов оказались очень разными, и все обсуждали именно текст, к которому было много вопросов. Зрительница Наташа, например, сравнивала пьесу с произведениями Павича; драматург Виктория Костюкевич сказала, что для неё это был стёб над Вырыпаевым; драматургу Михаилу Дурненкову «Визит» напомнил «школу дураков».
Любовь Стрижак, драматург: Правильная интонация и ритм этой пьесы, он не должен нас сподвигнуть к пониманию сюжета, а привести в некое состояние, в котором у читателя/зрителя все образы сложатся в единую картину, очень трансовая история, как мне кажется.
Михаил Дурненков, организатор фестиваля и драматург: Форма – структурная часть содержания.
Александр Середин, драматург: Мы говорим про ритм и он там есть, там пауза и возобновление, и это похоже либо на медицинский прибор, который отображает биение сердца, либо на биение самого сердца. То, что происходит между паузами и возобновлениями – это события пьесы. Думаю, что название «Визит» – это о визите к врачу или метафорически о визите в какое-то пограничное состояние, вроде комы.
Режиссёр Мария Чиркова рассказала, что она задавала так много вопросов драматургу, что автору пришлось включить в свою пьесу распределение ролей, чем слегка скорректировать эту пьесу, как песнь.
Михаил Дурненков: Нужно оставить эту пьесу как облако, в котором каждый увидит свои формы. И задача режиссёра это сохранить, эту неопределённость.
Автор: Серафима Труевцева
Фото: Шамиль Хасянзанов