Про МК «Форум-театр: театральные технологии Аугусто Боаля»
Аугусто Боаль – бразильский режиссер, новатор театра XX века, создатель «форум-театра» и автор одной из известнейших книг «Театр угнетенных». В современном театральном сообществе у него много последователей по всему миру. В России представителями его театра стали Ада Мухина, Маша Колосова и Наташа Боренко – создатели театрального проекта «Вместе».
Мастер-класс на «Любимовке» состоял из трех частей. В первой Ада Мухина познакомила нас с Аугусто Боалем, рассказав о его работах и о нем самом. Он начинал свою деятельность в США после знакомства с Джоном Гасснером (теоретик театра, автор книги «Форма и идея в современном театре»), посещал актерскую студию, ставил любительские спектакли. По возвращению в Бразилию его берут режиссером в театр «Арена». Боаль делает политические спектакли о классовом угнетении под влиянием философии Маркса. Также на него оказал влияние театр Брехта. Но для Боаля было важно, чтобы зритель захватил театр. Третьим человеком, повлиявшим на Боалая, стал Паулу Фрейре, написавший книгу «Педагогика угнетенных», в которой говорится, что все обучение построено по банковской модели, когда есть некий авторитет (учитель), который вкладывает в учеников знания. Он считал, что свобода мышления и действия должна даваться в процессе обучения, а не транслироваться учителем. Боаль понял, что по тому же принципу банковской модели устроен театр. И он решает изменить ситуацию и разрушить грань между актером и зрителем – привлечь зрителя к созданию спектакля.
Существует анекдот про Боаля. Вернувшись в Бразилию, он сочинил политический спектакль, в конце которого актеры брали оружие и призывали зрителей к свержению власти. Этот спектакль возили по деревням, и после очередного показа один из зрителей действительно был готов поднять восстание против власти, поверив актерам.
После этого случая Боаль начал работать непосредственно с жителями деревень, разбираясь с их внутридеревенской жизнью. Так возникла идея «Форум-театра»: когда зрители во время спектакля совместно ищут разрешение поставленной проблемы.
Вторым этапом мастер-класса стало практическое знакомство с форум-театром, которое провела Маша Колосова. В качестве разминки Маша предложила зрителям познакомиться со своими соседями слева и справа и пожать каждому руку, а потом познакомить их между собой. Так же зрители поиграли в марионеток, разделившись по парам. Один партнер был ведущим, другой – ведомым, потом они менялись ролями. В этом взаимодействии важно было не потерять концентрацию, находясь одновременно в роли ведущего и в роли ведомого. Примером для совместного разбора стала ситуация, разворачивающаяся между мужчиной и женщиной в вагоне метро. Каждый желающий имел возможность примерить на себе роль девушки, оказавшейся в экстремальной ситуации.
В завершающей третьей части Наташа Боренко поставила вопрос: «Зачем форум-театру драматург?» Когда режиссер работает с какой-то определенной группой людей, драматург должен найти рабочую схему для данной истории, формулу, по которой будет работать форум-театр, так как заготовленной пьесы быть не может, она создается в процессе работы с группой, с опытом каждого участника.
В конце мастер-класса зрители задали вопросы.
Евгений Казачков, драматург: Насколько принципиален термин угнетения, и насколько важно сосредотачиваться именно на такой идеологии? И возможно ли с более простым набором определений подойти к этим технологиям?
Немецкая группа последователей театра Боаля придерживается мнения, что это изначально был политический театр, поэтому и нельзя игнорировать терминологию «театра угнетенных». Группа из Роттердама использует этот метод работы как терапию. Некоторые последователи утверждают, что нужно придерживаться потребностей набранной группы, так как именно люди задают тему. В России возникает вопрос, в отношении чего стоит использовать эту методику, для социальных работ или непосредственно в театре.
Михаил Дурненков, драматург: Насколько этот театр можно считать искусством и какая у него эстетика?
По утверждению Боаля, каждый человек может творить, в каждом человеке живет искусство, своя особая эстетика.
Валерия Корнильцева