О заключительном дне на фестивале «Любимовка-2017»

 

Вся фестивальная неделя – это увлекательное путешествие, приключение, которое проделывают участники и зрители. Но завершающий день 9 сентября был особенно похож на отдельный путь, длинной в четыре пьесы, четыре читки, четыре обсуждения. Путь от традиционной драматургической формы к пьесе без привычных диалогов, от детективной истории о преступной поруке в деревне до судьбы поколения женщин и детей. Все пьесы 9 сентября объединяло важное качество: из частных историй вырастали глобальные проблемы, беспокоящие людей из года в год.

 

«Красная комната» Олега Михайлова – последняя пьеса на «Любимовке-2107» из внеконкурсной программы «Выбор Павла Руднева». История, походящая на современную версию «Власти тьмы» Толстого, только вместо раскаяния – всепоглощающая смерть. Городская легенда о деревне, где в некой «красной комнате» под землёй пропадали люди, на самом же деле жители деревушки неплохо зарабатывали на деньгах и вещах любопытных туристов, приехавших в «красную комнату» узнать свою судьбу.

 

Пространство пьесы – изолированная от реальности и цивилизации местность, где жизнь течёт по своим жестоким законам, даже у одной из частей определение – «Нигде». У пьесы интересная конструкция: в самом начале автор даёт длинную ремарку, описывающую жутковатые истории об утопшей невесте или задушенном однокласснике. На протяжении всего текста действующие лица постепенно открывают свои тайны, преступления, оказываясь непосредственными участниками тех историй, о которых говорилось в первых строках. Узнавание не просто делает пьесу интересной и захватывающей, но и создаёт атмосферу леденящего ужаса. Пугает не столько бесконечная цепочка смертей, сколько неразрывный порочный круг, объединяющий всех жителей деревни. Никто никого не сдаст, потому что каждый заинтересован в продолжении таинственных исчезновений и убийств. Разрывает этот круг только сама смерть.

 

 

В пьесе очень ловко пересекаются темы Бога и дьявола, преступления, греха с простой народной бытовухой и фольклорным юмором. Так и в жизни никогда не знаешь, что окажется страшнее, банальные убийства и воровство или загадочные знаки судьбы, которые тоже, в результате, могут оказаться чьим-то умышленным делом. Читка, поставленная режиссёром Екатериной Корабельник, была энергичной и яркой, многие мистические эпизоды пьесы прозвучали с тонкой иронией.

 

Драматург Михаил Дурненков на обсуждении заметил, что «Красная комната» - прекрасный материал для знакомства немосковских театров с современной драматургией. С одной стороны, каждая роль, наполненная народным колоритом, живыми диалогами – подарок для любого артиста, с другой, драматург аккуратно и ювелирно вводит читателей в пространство абсурда.

 

Длинную читку и стремительное обсуждение пьесы Олега Михайлова сменил лаконичный и насыщенный текст Ольги Малышевой, театрального критика и драматурга из Казахстана. В списке действующих лиц пьесы «Всё спокойно» (режиссёр читки Дмитрий Акриш) наряду с казахскими именами можно увидеть Коломбину, Арлекина. Это отнюдь не образ вечно прекрасного театра, не маски комедии дель арте. Это маски повседневности, за которыми скрываются служащие полиции, банка. С ними постоянно сталкиваются герои пьесы, среднестатистические жители Алма-Аты. Из социальных сетей и вотсапа, они узнают то о погромах в городе, то о катаклизмах, то об учениях и сменах денежного курса. Причём, что именно происходит в городе, никто сказать не может, а маски всё время блокируют попытки героев что-то выяснить. Впрочем, не сильно-то они к этому стремятся. Из односложных реплик персонажей о постах в социальных сетях, вырастает образ всеобъемлющей паники, одновременного недоверия и веры в любой фейк в интернете. Пьеса Малышевой – это картина мира обычных людей, чьи головы забиты рассылкой в вотсапе об отравленных помидорах, но что глобально происходит в родном городе, в стране, их не интересует, их кругозор заканчивается этими Коломбинами и Арлекинами.

 

Ксения Аитова, театральный критик, ридер фестиваля, точно определила пьесу Ольги Малышевой как «сочетание комического и абсурдного с социальным». Даже зритель, запутавшийся в сюжете и городских происшествиях, ощутит атмосферу покорного страха перед любыми событиями.

 

Одно из самых бурных обсуждений 9 сентября было после читки пьесы Дмитрия Соколова «Родной». Мнения разделились, вызывает ли симпатию и сочувствие главный герой, молодой парень, уехавший из местечка под названием Родной в Москву поступать на актёрский факультет, осознавший себя геем и читающий пронзительный и одновременно жалкий монолог о том, что его жизнь – это втулка в унитазе. Режиссёр Александр Вартанов для читки на главную роль выбрал актёра Александра Горчилина. Его игра усилила ощущение неопределенности, аморфности и беспомощности персонажа, в голосе слышались тотальное безразличие и апатия.

 

В пьесе интересно монтируются диалоги персонажей и монологи матери героя о его детстве. Возникает две параллельные реальности – относительно беззаботное детство и настоящее, наполненное страхом и стыдом перед самим собой, потерянностью в этой жизни. Одна из главных проблем, которая мучит героя, какой бы выбор он ни сделал, ему придётся убить часть себя. Лексика, поступки героя, порой мерзкие и жестокие, но в финале автор возвращает его в город Родной к матери. У зрителей возникло много интересных трактовок текста, даже путь, который проходит герой, был воспринят по-разному, и как деградация, и как духовный рост.

 

 

Завершилась «Любимовка-2017» читкой пьесы Екатерины Бондаренко «Женщины и дети». Пьеса, в которой практически нет диалогов, история о разведённой матери и ребёнке, которого сопровождает некое семейное проклятие в образе джина, собирается из монологов и действий разных персонажей. Автор прекрасно выписывает логику каждого героя, монологи ребёнка – это настоящий поток детского сознания.

 

Режиссёр читки Полина Стружкова пригласила на роль мальчика ученика школы «Инклюзион» для людей с особенностями развития Василия Тимашкова. Это решение добавило особой искренности и наивности характеру героя. В тексте Екатерины Бондаренко есть сильный образ человеческой беспомощности перед действительностью, отсутствия мировоззрения, опоры. Няня-мусульманка предлагает матери покрестить ребёнка, потому что за ним «ходит джин», мама как-то неуверенно обещает узнать. В финале няня приводит мальчика на обрезание по мусульманскому обряду.

 

В сюжет пьесы драматург вплетает известную русскую народную сказку о Машеньке, которая перехитрила медведя, спрятавшись в пирожках. Многие на обсуждение трактовали этот пласт пьесы, как психотренинг женщины – мамы, которая учится преодолевать себя и жизнь. Обсуждение было ярким, интересным, полярным…и длинным. Словно, никто не хотел уходить. Пьеса Екатерины Бондаренко во многом о том, что из бед, семейных проклятий силой воли всегда можно найти выход. Но совершенно неизвестно, будет ли это правильный выход.

Во всех четырёх пьесах, прочитанных на «Любимовке» 9 сентября, остро и пронзительно звучал мотив страха и растерянности современного человека. Но в самом зале театра.doc была иная атмосфера. Громкие, тёплые, упоительные аплодисменты в финале фестиваля звучали назло и вопреки тяжёлым проблемам и темам, затронутым в течение дня.

 

И было не страшно.


Автор: Анастасия Казьмина

Фото: Наташа Пятница