Интервью с Натальей Блок
Украинская драматургиня из Херсона рассказала про Москву, активизм, феминизм и свою пьесу.
Для начала спрошу: как тебе в Москве?
Я первый раз в России, и видела немного: хожу только в театр и кафе, была на Чистых прудах, в метро, когда ездила в суд на апелляцию к Кириллу Серебренникову. Еще ходила на Красную Площадь и в Вахтанговский театр. Ну не знаю, мне не очень понятно. Иногда накатывает ощущение, что я в другой стране, обычное. Потом понимаю, что все говорят по-русски. Много советской символики, у нас она запрещена. Много печальных лиц. Подавленных. Совсем не слышно смеха на улице. Таксист говорил мне, что Украина – это Россия, что в России все воруют, вот это всё.
Почему ты ходила на апелляцию к Серебренникову?
Я социально-активный человек. Хотелось какой-то интернациональной поддержки, я поговорила с его друзьями об этой ситуации, мне предложили сходить в суд, и я пошла в суд. Для меня это был не суд, а просто расправа над человеком. Очень гнетущее ощущение.
Ладно, давай перейдём к пьесе, расскажи мне о чём пьеса для тебя?
Об этой невозможности быть кем ты хочешь, чтобы ты ни делал. Пьеса скорее всего о всей х**не, которая меня волнует. Это о невозможности быть собой, быть тем, кем ты хочешь, не вступая в компромисс даже с самой собой. О том, что бывает, когда ты предаешь свою природу. Там есть линия отношений: девушка хочет отношений и при этом хочет быть свободной, и эта невозможность быть свободной, имея секс с кем ты хочешь, при этом иметь близкого человека, и даже ты согласна на какие-то ограничения, например, на моноотношения, при этом ты хочешь обратную связь. Она мечется, она пишет письма любви и предлагает моноотношения этому партнёру, но ему это не нужно, и тогда она начинает просто искать секс. Это и о телесности, и о табуированности женского тела, и права им распоряжаться. Также там много самоиронии. Можно подумать о том, что должна делать женщина, чтобы оставаться «женщиной».
Чтобы не стать, грубо говоря, шлюхой?
Да, там героиня делает то, что обычно порицается. Но я об этом не писала, героиня ни разу не сталкивается с порицанием от общества в этой пьесе. Она делает, что хочет, её друзья тоже, но всё равно такое ощущение, что что-то не то. Но это всё не о порицании, это о человеке, который хочет быть свободен, и он из этой позиции делает что он хочет, как он хочет, но это тоже не приносит результатов. Это о такой невозможности свободы.
Режиссер Никита Щетинин мне сказал, что эта пьеса об одиночестве.
Об одиночестве в том числе. Когда люди на обсуждении пытались понять о чём, они говорили: «это об искусстве», «это о поиске себя», «это о любви», я тоже сказала: неужели это не может быть обо всём сразу? Потому что наша жизнь не только о поиске любви, не только о самореализации. Ну тема войны, которая была на читке и не была так проявлена для меня в пьесе, наверное, потому что в контексте, где я живу, это уже стало повседневностью – невозможно полностью абстрагироваться и невозможно думать только об этом. И это нормально, что герой едет куда-то, потому что это ему интересно. Он попадает в плен, потому что он художник, ясно, что он лоханётся со своим внешним видом. Тем более, когда я писала, я говорила с реальным персонажем, художником, который поехал делать проект и был в плену. Свобода 1, Свобода 2, это реальные персонажи, там был и штраф-батюшка. У нас есть партия «Свобода», радикальная, может им дали эти клички из-за этого, а может это как обзывательство, сильно им свободы надо. Прозвал их так Тимур, который приехал строить русский мир и его тоже взяли в плен, потому что непонятно кто он такой. Ну вот он хочет воевать со стороны России и выслуживается перед охраной, чтобы его приняли за своего, устраивая дедовщину. История про мужичка из фитнес-центра тоже реальная история.
Ты ещё говорила, что про кипяток реальная история.
Да, много чего ещё делали. Пойти на войну добровольцем – это уже значит, в человеке есть или любовь к насилию или ещё что-нибудь.
Ася – это твой лирический герой?
Ну не совсем, я придумала этого персонажа.
Но она говорит от твоего лица, твоими фразами?
Иногда она говорит от моего лица, иногда она говорит от лица моих подруг, так же и Геля тоже. А иногда они говорят фразами, которые я сама придумала.
Почему Ася решает менять пол?
Потому что она не может быть женщиной, она не хочет быть особо мужчиной, но женщиной не может быть. Это ее шаг, что-то изменить любым путем. Но мы не знаем, сменит она пол или нет.
Как тебе?
Мне понравилась, было интересно. Спасибо актерам и режиссеру. И всей «Любимовке» за эту возможность.
Серафима Труевцева