Про пятый день фестиваля – 6 сентября
У чёрного зала Театра.doc выстраивается очередь, снова едва хватает места всем желающим – ничего необычного, просто ещё один день «Любимовки». Пятый.
«Первые десять минут в пьесе должно быть ничего непонятно»
Пятый день фестиваля начался с мастер-класса легенды литературного мира – Людмилы Петрушевской. Людмила Стефановна не стала тратить время на разговоры и провела динамичное практическое занятие, предложив всем желающим поимпровизировать на сцене.
На примере забавных монологов и диалогов, придуманных участниками прямо на ходу, Петрушевская наглядно продемонстрировала несколько правил, важных для всех, кто пишет: хорошо знать тех, о ком, вы пишете, хорошо знать ситуацию, о которой вы пишете, но при этом не увлекаться и не выдавать всю имеющуюся информацию на первой странице.
Конечно, для общения с Людмилой Стефановной одного часа было нещадно мало, но даже за короткое время ей удалось вдохновить всех присутствующих.
«И никто не виноват, никто»
Серия читок открылась пьесой Тони Яблочкиной «Юра». «Юра» – история с гладко выстроенным сюжетом, понятными персонажами и закрытым финалом – всё, что так нравится зрителям, приходящим в театр переживать и сочувствовать. Для сочувствия в тексте Яблочкиной поводов более чем достаточно: старшеклассницу Асю нельзя назвать трудным подростком – к экзаменам готовится, поступать в институт собирается, пьёт пиво, только чтобы не выделяться, признаётся, что курить пробовала, но неуверенно добавляет - «наверное». И всё равно Асе крепко достаётся от отчима, на мамину поддержку рассчитывать не приходится. Сбежать бы из дома – да так называемые друзья тоже только кричат и выгоняют. В Голливуде Асю из этого бытового ада обязательно бы спас положительный герой из соседнего дома, но мы не в Голливуде, поэтому название пьесы вовсе не намекает на хеппи-энд.
«Лазурное, милое и резное»
Ирина Васьковская, автор пьесы «Визит», хоть и не присутствовала на мастер-классе Людмилы Петрушевской, но установку её выполнила и даже перевыполнила – в пьесе многие зрители ничего не понимали гораздо дольше, чем десять минут. Витиеватые словесные конструкции сбивали с толку, поэтический ритм гипнотизировал. После читки предпринимались попытки расшифровать сюжет, охарактеризовать героев, пока, наконец, не поделилась впечатлением одна из зрительниц: «Да мне вообще всё равно, о чём этот текст. Мне понравилось его слушать». И с этим не поспоришь. То ли режиссёру Марии Чирковой удалось уловить нужную для читки интонацию, то ли в тексте Ирины Васьковской, действительно, есть мелодия, которая неизбежно начинает звучать при прочтении его вслух. В любом случае, все предположения аудитории так и остались предположениями. Автор не смогла приехать на фестиваль и не раскрыла загадок своего произведения.
«Ещё вчера у нас был дом»
Между читками на «Любимовке» перерывы небольшие. За 15-20 минут нужно успеть отключиться от только что услышанного текста и быть готовым к совершенно другому настроению.
Легкомысленный и звонкий полёт текста Ирины Васьковской сменился глубоким и вдумчивым, размеренным и проникающим в самое сердце словом Дмитрия Богославского. Его пьеса «Точки на временной оси», как задание для драматурга – посмотрите на фотографию и придумайте подпись. И Дмитрий придумал, ещё как придумал.
Пьеса состоит из десяти небольших фрагментов, в каждом развивается своя драматическая история. В историях разные люди, разные страны и разные годы, но, как известно, боль на все времена и на все континенты одна. После каждого фрагмента в текст вставлено изображение – реально существующая фотография, которую каждый из нас, если ещё не видел, с лёгкостью может найти в интернете: раненый снайпер во время восстания в Венесуэле, мать и сын после торнадо в Алабаме. Фотография – всего лишь момент, но за каждым из них – целая жизнь; и Дмитрий сумел осуществить то, чего хотелось бы без исключения всем: оживил эти застывшие кадры, увидел и показал, что произошло с их героями за несколько секунд до.
«Гимнастические прыжки комплексно воздействуют на тело, повышая тонус мышц, гибкость и развивая чувство равновесия».
После пьесы Богославского зрителей снова ждала резкая смена настроения. Пятиминутная прогулка, глоток свежего воздуха и вместо тёмного зала Театра.doc – ярко освещённое пространство кафе «Смайл», а вместо тяжёлых мыслей о неизбежном – попытка угнаться за смыслами, ловко спрятанными в тексте Александра Середина. «Гимнастический козёл» - пьеса, написанная в жанре театра абсурда: пока пытаешься понять логику происходящего в тексте и наслаждаешься остроумными диалогами, сумбурные образы наполняются в голове совершенно конкретными ассоциациями и потихоньку становится жутко. История закончилась грустно, иначе и быть не могло. Зато текст уже начали разбирать на цитаты.
Фото: Шамиль Хасянзанов