Обзор третьего дня фестиваля – 4 сентября


На третий день фестиваля в Театре.doc случилось «Убийство» Богдана и Олега Перепалец (реж. Женя Беркович), которое только подчеркнуло атмосферу детектива, пропитавшую «Любимовку». Традиционный сюжет: расследование преступления, совершенного в уединенном месте, где присутствует ограниченное число героев – на фестивале разворачивается каждый день. Обособленное место действия – есть, в Малом Казенном переулке. Ограниченное количество зрителей – да, хотя иногда магия человеческого тетриса творит чудеса и кажется, что 250 человек на читке не предел. Случилось и преступление – в пьесе братьев Перепалец.


Главный герой, поселковый барыга Богдан осмысляет с точки зрения морали устранение своего противника. Что важно, ему незнакомо страшное чувство невозможности повернуть все назад. Пытаясь разобраться в природе вины, он вспоминает слова убитого перед смертью, что «грех будешь чувствовать», а греха нет! И вины нет! И жизнь продолжается! Таким образом, находясь в состоянии незаконченного разговора с жертвой, Богдан откапывает труп, сидит так и курит с ним рядом. В городе жара, и всё действо словно плывет в этом мареве «ненаступившего послевкусия убийства». Вопросы, на которых не будет ответа, не привязанные ни к чему символы и загадки, таинственная обыденность.

 

Братья Перепалец перенесли этот флёр и на читку, потому что не приехали и тем самым дали повод участникам подозревать в авторстве друг друга.

 

 

Впрочем, как говорил Оскар Уальд: «тайны - это единственное, что может сделать для нас современную жизнь увлекательной и загадочной». А в нашем случае современную драматургию. Известно, что в драматургии можно найти отражение фактов современности. В таком случае, стоит отметить, что многие отборщики замечали тенденцию к неочевидному драматизму в жизни героев.

 

В пьесе Полины Коротыч «Я на Шостаковича 5» (реж. Сергей Шевченко) жизнь, казалось бы, уютной питерской коммуналки с ее мелкими бытовыми проблемами: покупка новой люстры, гастрономические предпочтения ее обитателей – пропитана почему-то непередаваемым одиночеством. Или нет. Главная сила героев, а в то же время и большая слабость, в том, что они вместе. «Кинотеатр. На экране русский фильм «Туда сюда обратно». В первом ряду сидит очень модная молодежь. В центре ряда сижу я, Соня и Альберт. Мы не модные». Автор исследует недавний феномен коллективного одиночества молодых людей, выбранного осознанно. Кроется ли причина в решительном отказе от ответственности или твердом нежелании взрослеть?

 

 

Вопрос внутреннего взросления затронула Марина Дадыченко в своей пьесе «Карась» (реж. Марфа Горвиц), в которой двадцатишестилетняя Катя проходит своеобразный обряд инициации, убив рыбу для обеда. В этой, как может показаться, ежедневной истории, где целью стоит утоление базовых потребностей по Маслоу, звучат древние праотеческие мотивы. Интересно, что карась также является действующим лицом, меняющим событийную канву.  Вещи и животные часто становятся предметом пристального исследования любимовских драматургов.

 

 

Речь не только про полюбившуюся всем пьесу Йоси Олишевского «Как я стал разговаривать с Толиком» (реж. Елизавета Бондарь), но также про работу Натальи Милантьевой «Пилорама плюс» (реж. Даниил Чащин), где в списке действующих лиц мы увидим:

Пила циркулярная

Михалыч (токарный станок советского производства)

Рейсмус (крупногабаритный станок для грубой обработки древесины)

Фрезер (импортный станок для фигурный резьбы с электронным управлением)

Точило (простейший станок для заточки инструмента)

«Человека не исправишь, это не механизм», — делают вывод станки.

 

Легко самоиронизируя над характерами героев российских сериалов, Наталья создает глубокое и в то же время смешное произведение про любовь-нелюбовь.


Пьесы третьего дня были совершенно разными: по ритму, стилистике, даже жанру. Но центральным мотивом все равно оставался человек двадцать первого века, человек будущего: какой он? Иногда по-детски инфантильный, циничный и озлобленный, но стремящийся дышать и чувствовать жизнь.


Автор: Зина Кравченко

Фото: Маша Крупник