Четвертый фестивальный день - 5 сентября
Скорость получения впечатлений примерно первая космическая.
Мастер-класс от Наташи Боренко, Маши Колосовой и Ады Мухиной начался с длинной, запутанной предыстории, похожей на древнюю сказку: когда-то, давным-давно, в тридесятом королевстве, на краю земли (читай: в далекой Бразилии) жил-был добрый волшебник, но у нас про него мало кто знал. Он любил театр и людей, за это был изгнан.
Аугусто Боаль, который подарил миру форум-театр, написал много книг про то, как по-разному могут развиваться и использоваться его идеи, а Наташа, Маша и Ада вместе со своей командой Театрального проекта «Вместе» активно реализуют их в России. «Нельзя просто вещать о свободе, она должна быть в самом процессе обучения», – говорила на мастер-классе Маша Колосова. Поэтому все присутствующие попробовали себя в маленьком простом упражнении с двух сторон: угнетаемых и угнетенных, а также поучаствовали в сценке в лучших традициях форум-театра.
«Х**и она ржет, когда я хочу быть несчастным?!» – читка пьесы Анастасии Букреевой оказалась тем событием, которое было понято каждым по-своему. Конечно, почти любая пьеса, как и почти любое искусство, предполагает возможность разных прочтений. Даже призывает к ним своего зрителя. Только в случае с «Ганди молчал по субботам» мнения по поводу «о чем это было» оказались настолько разными, будто каждый говорящий высказывался не про пьесу, а про свой личный опыт, про свои интересы.
Историю о том, как все было хорошо, а потом сломалось, мы узнаем изнутри сознания подростка. Кому-то она показалась банальной, кто-то говорил, что в ней слишком ясно, на какие рычаги нажимает автор, чтобы вызвать слезы зрителя, кто-то – о том, что главный герой «какой-то ненормальный», зрители даже приписывали ему разные диагнозы. Читка залу очень понравилась – долго аплодировали и благодарили режиссера Кирилла Вытоптова, актеров и Анастасию Букрееву. Автор, наслушавшись таких разных трактовок своего текста, дипломатично решила не озвучивать авторский замысел. Говорят, пьеса была про смерть. Наверное.
Нынешний мэр Екатеринбурга, откуда приехала драматург Маша Конторович, как-то сказал в новостях: «Екатеринбург – город не быдляческий».
Так оно и есть.
Ну почти.
«Мама, мне оторвало руку» – это экскурс в голову девочки-подростка, которая очень хотела бы жизни красивой и «как надо», чтобы дорого, чтобы успешно. Хотела бы быть «особенной», лучшей в чем-то, да хоть на солнышке гулять лучше всех! У нее свой видеоблог, в котором Машка (не Конторович, а героиня) рассказывает, что даже асфальт по весне такой, что его погладить хочется. И про небыдляческий город свой тоже много говорит, да так, что его тоже хочется – погладить. Смешная точностью попадания пьеса породила обсуждение темы женской инициации, демонстративности жизни, подростковой психологии. Прозвучало бессмертное «Героиня мечется между дурой и философом».
На деле же все может быть и проще. Просто-напросто «все круто – весна в екб».
Читку представили режиссер Виталий Таныгин и труппа театра им. Алехандро Валенсио. Они уже ставят эту пьесу, поэтому и на «Любимовке» показались очень цельно, выпукло и смешно.
Семен Серзин вывел актеров в строгом ч/б на сцену, а в центр посадил девушку с вязанием. Все правильно, пьеса-то про гопницу, преподавателя философии из ПТУ и его друзей-мажоров. «С училища» Андрея Иванова покоряет словом: «А скажите слово Ебанина» – и все в хохот. «Это в тренде: кейс, донатики, краудфайдинг, ты не хэппи» – и снова в смех.
У нее лежачий отец-алкоголик, мать умерла, да и вообще, все темно и как-то беспросветно. Зато есть свой рыцарь. А хочется любви (кому не хочется?), настоящей. Такой, какой она себе ее видит. Это пьеса про романтиков и про тех, кого редко выводят на сцену, но кого в нашем мире больше всего. Хотя нет, еще круче: про непростую девочку «с училища», которая рыбу у метро продает и ждет «того самого». Может, это о том, что хотя бы поломанная и вырождающаяся в жестокость и насилие романтика осталась только в таких девочках, а может, и не об этом. Да только редко пообщаешься в жизни с ней, да и вообще, она не для этого мира, видимо. Так что остается брать текст пьесы и читать. Знакомиться.
Дарья Ларионова – переводчица. Ей дано понимать тех, кто в психической болезни. Ей нравится речь. «Бог Мишка» – небольшая зарисовка (хотя, вообще-то, законченное произведение) то ли из жизни Христа, то ли из жизни полумаргинального семейства, где много пьют, сходят с ума, дышат алкогольными парами и восточной философией. Постмодернистский текст, очень сложный порой для восприятия (хотя бы потому, что в Мишке - сразу три личности, он еще и говорит внутрь себя постоянно – как другой персонаж «внутрь себя» пьет), поставил задачку перед режиссером Егором Матвеевым. Тут и код культурный (христианский и восточнофилософский, как минимум), и больное сознание героя, и маргинальная среда, и все и сразу. Сложно слушать! А должно ли быть проще? Вот вам – свинцовая мерзость жизни, а вот вам – Мишка.
Мишка – Бог.
Его юбилей – ритуал.
А вместо «х*й» читай везде «душа».
Хлопали, и даже это превращалось в часть ритуала, начатого внутри спектакля.
Автор: Аня Устякина
Фото: Мария Крупник