О читке пьесы Марины Дадыченко «Карась»


Дебют на «Любимовке» молодого драматурга Марины Дадыченко – пьеса «Карась» – угодил всем. Это размышление автора о смерти и жизни, о взаимоотношениях между родителями и детьми, об утратах и обретении вечного покоя, о столкновении разных миров. Один из главных персонажей в тексте – рыба-карась – несет за собой многочисленные интерпретации. С древних времен о рыбах ходят многочисленные легенды, это особый символ в различных религиях и фольклоре.

Фактический сюжет очень простой. Молодая девушка Катя приносит домой купленного карася и созванивается с мамой Аленой по скайпу, чтобы узнать, как умертвить и приготовить это чудо. Мама в этот момент путешествует по Индии и говорит с дочерью по дороге в одну из главных святынь востока – город Варанаси. Туда с ней едет новая пожилая подруга Дарина – бывший психолог из Хабаровска, проживающая в ашраме и «питающаяся солнцем». Почти весь разговор происходит через помехи Скайпа, но Катя упорно пытается выспросить у мамы: как приготовить карася так, как она готовила его им с папой в детстве. Алена с Дариной сосредоточены на конечной точке своего путешествия – священной реке Ганг.

 

Здесь быт сталкивается с мечтательностью, из диалогов зрители могут узнать подробности жизни всех трех героинь, при этом мы можем только догадываться об их прошлом. Автор дает картинку намеками, практически по Чехову.

Язык пьесы простой, поэтичный, местами ироничный. Во время читки часто слышался смех в зале. В исполнении актера Филиппа Гуревича, Дарина кажется каким-то отрешенным полубогом, при этом все еще немножко не определившимся. Он же читает и за карася, на протяжении всего этого времени упорно сопротивляющегося своей будущей смерти. Юлия Серина создает гротескный образ героини-мамы Алёны, в какой-то момент напоминающей дочку, которой назойливые родители мешают наслаждаться жизнью. Надежда Лумпова читала за саму Катю – растерянную девушку, которой пришлось столкнуться с, казалось бы, простой бытовой проблемой – убить рыбу, чтобы съесть. Но Катя абсолютно не понимает, как это сделать без мамы.


Рыбаки знают, что карася сложнее всего ловить: он всегда оказывает бешеное сопротивление и очень долго умирает. Так и главные герои словно цепляются за что-то – Катя пытается выловить кусочек своего детства; Алёна, наоборот, погружается в реальность момента; соломинка Дарины – религия, которую она себе избрала. Они все, как и карась, бьются за свою жизнь. «Рыбы плывут от смерти вечным путем рыбьим» - сказано в одном из стихотворений Иосифа Бродского. Так и здесь – вечный круг, и каждый на самом деле приближается к смерти, убегая от нее.

 

 

Аня Банасюкевич, театральный критик, организатор фестиваля: Я полюбила очень текст этот, когда читала его еще глазами. Мне нравится, что это бытовая история, почти анекдотичного свойства. Анекдотичная завязка – да,­­­­­ купила рыбу, но не знаю, что с ней делать — оборачивается какой-то совершенно линчевской по духу историей. Потому что вдруг какая-то совершенно бытовая штука становится совершенно не бытовой, и за короткое время вскрываются целые жизни героев, с невероятными тайнами и подробностями. Это очень не тоталитарный текст, потому что он раскидывает маленькие детальки, из которых ты уже конструируешь историю в голове.

 

Образ смерти в пьесе тоже двуликий, она присутствует здесь постоянно – и на Катиной кухне, и там, в Индии, в мамином путешествии.

 

Олег Липовецкий, режиссер: Мне очень понравилось противопоставление этих двух образов. Принципиально же, что там именно Варанаси, это город-праздник, на самом деле. Праздник смерти, но праздник. Люди приезжают туда умирать и счастливы действительно, если они умерли в этом городе. В тексте два подхода к смерти, два восприятия смерти: смерть как инструмент, когда хотят убить этого карася, чтобы съесть, и смерть как праздник.

 

Почти всю пьесу герои говорят, но им очень сложно друг друга слышать: мешают перебои связи, сами они постоянно на что-то отвлекаются. Их присутствие в картинке на экране начинает в какой-то момент казаться чем-то действительно далеким, нереальным. Словно до них доносится уже эхо событий с другого конца сети.

 

Саша, студентка театроведческого факультета: Здесь очень важна утрата между поколениями. Вот эта постоянно дребезжащая связь с помехами, мне кажется, это мощный образ. Возможно, я буду немного груба в своем предположении, но это именно связь между поколениями, она же не может быть максимально четкой, максимально качественной, всегда есть какие-то недопонимания. Мне кажется, это очень красивый образ. Вот этой вот связи с помехами между людьми.

 

Обсуждение было очень доброжелательным, многие уже стали вносить предложения, как можно поставить пьесу, даже отметили ее универсальность, что на «Любимовке» редкость.

 

Вера Сердечная, театральный критик: Эта пьеса может удачным образом прочитываться на самом разном уровне. Может быть прочитана, действительно, как анекдот, может быть прочитана как история об утрате и поставлена по-разному. Эта пьеса может дойти до самого разного зрителя, и в этом ее большая прелесть.

 

Отзывы дали настолько теплые, что совсем засмущали автора. В финале спросили, о чем она сама думала, когда создавала этот текст.

 

Марина Дадыченко, автор пьесы: Мне кажется, что люди, они... они очень много говорят о культуре. И у меня возникает ощущение, что у человека как будто нет тела на самом деле, он как-то перестает чувствовать себя существом из плоти и крови. Мы все умираем, и это нормально. Вот об этом я думала.

 

Карася считают прародителем золотых рыбок. Может и сама Марина Дадыченко –– новая золотая рыбка театра, которая подарит нам еще много уникальных произведений?

 

Автор: Диана Дзис

Фото: Даша Каретникова