Обзор второго фестивального дня
Второй день #Любимовка2017 стал днем взросления героя. В первой пьесе мальчишке всего четыре года; героям второй пьесы по 13-14 лет, третьей - 20-35 лет, а в пьесе, закрывающей день, – от 30 и выше. Мы увидели, как выглядит взросление в мире, переполненном интернетом, чатами, соцсетями, влогами, ютубом.
Смайл как слово
Современные драматурги предлагают необычные жанры, непривычные формы, считывают и исследуют язык новой реальности. Один из вопросов, стоящих перед театром – поиск способа переноса нового языка, языка сегодняшней письменной речи в пространство сцены. Пьесы все чаще имеют чатовую структуру, строятся на переписках из соцсетей, переполненных разнообразными смайлами. Как маленькую картинку, которая по сути своей не означает ничего – наоборот, скрывает смущение, неумение или нежелание общаться, заменяет русский язык оруэловским новоязом – как ее перевести в пространство театра. Перевести без потерь. Простое и очевидное решение – использование видеопроекций, на которых зритель прочитает чат. А как же актер? Как его включить в эту систему? Перевод «ок», «спс» и желтых рожиц в вербальную сферу означает изменение самой сути переписки.
Пьеса Инги Воск «Гриша» состоит из WhatsApp-переписок, общения по Skype, прослушивания музыки «Вконтакте». Текст изобилует смайлами, логично (ведь мы к ним привыкли) дополняющими реплики. Порой они не просто дополняют, а заменяют действия. Взволнованный герой пишет в чате: «Курю», усиливая свою эмоцию смайлом «сигарета». Несколько страниц пьесы состоят из одних только смайлов, отправленные четырехлетним мальчиком своей маме.
Читка красиво преподнесла пьесу. Идея проговаривать названия смайлов придала тексту объем, помогла воспринимать его на слух, показала убогость картиночного новояза, кажущегося ярким и забавным. «Улыбающийся смайл», «свинья», «какашка», «машинка». Рисунки малыша, которые приведены в тексте, нам показали с помощью видеопроекции. В спектакле их можно превратить в декорации. Одна из тем пьесы – любовь матери к сыну. Поскольку мама работает на другом континенте, эта любовь живет на расстоянии, преодолевая пространство с помощью всемирной паутины, и, непроизвольно, запутывается в ней. Мальчик и сам свободно пользуется интернетом, смотрит прохождения видеоигр на YouTube, пополняет словарный запас обсценной и смайл-лексикой. Ребенок становится лакмусом. Он не понимает что хорошо, что плохо, не видит границ, а просто механически перенимает речь и интонацию взрослых, впитывает мемы, баяны и прочий мусор, гуляющий в сети. За этим следует череда вопросов: Что ждет ребенка? Есть ли в нем эмоция или его мышление строится по принципу смайлов? Каким вырастет новое поколение? Что мы творим? Неужели никому не страшно? Дальнейшее – молчание.
Следует добавить, что пьесу «Гриша» крайне интересно прочитать. Чтение превратит вас в детектива, расследующего преступление (преступление относительно будущего маленького мальчика Гриши) в коротких чатах переписок разных людей.
Лайк - цель жизни
Драматург Игорь Яковлев в основу своей пьесы «На луне» заложил знакомый сюжет: подросток-гадкий утенок пытается утвердиться. Несомненное достоинство пьесы, в том числе отмеченное зрителями, перемещение вечных проблем в сегодняшнюю реальность. Автор, взяв настоящие видеозаписи и диалоги школьников в соцсетях, скопировал речь, действия, поведение поколения, воспитанного всемирной паутиной. Особенность текста – отсутствие внутреннего монолога, событий между строк, рефлексии подростка. Все предельно открыто, вывернуто наружу. Мысли, чувства, эмоции максимально обнажены в коротких дерзких переписках чата. Таково подрастающее поколение. Картина ужасающая. Именно поэтому пьеса важна. В первую очередь она важна для родителей. Об этой теме не говорят, а о ней нужно кричать. Обсуждению читки не было конца не потому что автор нашел новую необычную форму, а потому что он заговорил о том, о чем все молчат, заговорил о болезненном и важном.
Прежние подростковые приемы борьбы за лидерство, такие как драка за сердце прекрасной дамы за гаражами, сохранились. Благодаря технологиям, появились новые методы: собственный влог, запись рэпчика и различных видео, сеть «ВКонтакте». Но и здесь гадкому утенку не удается прорваться. Несколько просмотров прямого эфира, парочка злых комментариев приводят его на грань отчаяния. В пьесе много одиночества, крика в пустоту, угловатой неумелой ругани. Мальчишка выплескивает отчаяние на свое отражение в зеркале, на фотографию самой красивой девочки. Растерянный, все больше озлобляющийся, он должен быть услышан театрами, режиссерами. Он одинок в реальности, он никому не нужен в сети. Он становится объектом насмешек и там, и там.
Сегодняшний подросток сталкивается с миром и не может выйти в этот мир, не понимает, как жить, он тянется в удобное для него онлайн пространство. Но там он не способен отличить правду и ложь, искренность и постановочную запись. Грани сегодня стерты даже для многих взрослых. Это мелькает и в пьесе «Гриша» – контора, на которую работает героиня, делает вбросы информации, чтобы пользователям интернета было что обсуждать. Инга Воск прописала реальные факты изящно, будто вымышлено, однако, кое-что угадывается. В этом свете положение подростка сегодня гораздо страшнее знакомого сюжета о гадком утенке.
Жизнь превратилась в квест
Пьеса «Как я стал разговаривать с Толиком» драматурга Йоси Олишевского на бумаге кажется размеренной, плавной, даже монотонной. Читка, поставленная Елизаветой Бондарь, открыла другую грань текста, показав его ритм, эмоциональные взлеты и кульминации, которые приводят героя к встрече с лучшим другом Толиком. В какой-то степени читка продолжила крик подростка пьесы «На луне» на более взрослом этапе. Герою 20-35 лет и он, как и 13-летний мальчик, пытается понять правила жизни, правила общества. Из монолога мы слышим, что это разговор в кабинете психотерапевта. Смущает жанр пьесы, обозначенный автором как моник. Возможно, это вариация от монопьесы, монолога. Но именно так программисты (а герой пьесы программист, придумывающий различные приложения) называют монитор. В этом случае, психотерапевтом становится экран компьютера. Снова возникает тема влогов, интернет-пространства.
Герой не хочет оставаться неудачником, он хочет победить, найти работу, хорошо зарабатывать. Ему чужда ложь. Недолго проработав консультантом, он не может понять, как акционный товар, который производитель предлагает покупателю в подарок, можно раскомплектовывать и продавать. И с этой честностью он погружается во всемирную паутину, что уже вызывает ощущение несовместимости. Реальный мир герой воспринимает как игру, своеобразный квест. Главная цель игры – покупка квартиры. Прохождение этой игры он разделяет на этапы – разработка одного приложения, другого. Первые заработки помогают увереннее чувствовать себя в жизни. Вот он уже говорит о возможной женитьбе. Герой движется поступательно, интернет дает своеобразную путевку в жизнь. Но, реальность сильнее онлайна. «Испытание золотом» становится решающим. Без денег герой никому не нужен, а с деньгами мир начинает безжалостно впиваться зубами. Безликие работники банков и прочих организаций разрывают телефон с предложениями, кредитами и прочими рекламными дарами. Родственники просят в долг, становящийся безвозвратным, и отодвигают мечту о покупке квартиры на неопределенный срок. Эту схватку герой проигрывает.
В чем сила, брат?
Завершился день пьесой внеконкурсной программы, курируемой Павлом Рудневым, «Кодекс курильщика» Константина Стешика. Текст, смешивающий жанры, балансирующий на границе театра и кино, играет с воображением зрителя. Пьеса выстроена почти математически. Изучать ее формулы будет крайне интересно не только читателю, но и режиссеру. Ремарки превращены в вектора, создающие рамку для сцен. Герои смотрят друг на друга, смотрят в разные стороны, смотрят на стол, на реку. Эти направленные линии любопытно прослеживать на всем протяжении пьесы. Внутри предлагаемой драматургом рамки, события крайне разряжены, порой даже лишены напряжения, содержат много пауз, недоговоренностей. Но они не распадаются и не растекаются, так как есть рамка. Внутри этой рамки может возникнуть тишина, а может прогреметь выстрел. В этом заключается красота пьесы белорусского драматурга. Читка, поставленная Иваном Комаровым, переводя текст с бумаги в вербальную плоскость, затушевала общую рамку, сосредоточив внимание на героях и событиях, которые оказались не менее любопытны и тоже подчинены законам точных наук. Нет, они не переписываются в чате и не сидят в соцсетях. Впрочем, инструкцию по пользованию оружием персонаж ищет на YouYube. Возможно, герои пьесы сошли с экрана компьютера или кинофильмов братьев Коэн, выйдя из виртуального мира, зажили реальной жизнью. Она искривлена и опустошена насилием и алкоголем. Нужна сила, чтобы преодолеть ее. В пьесе эта сила есть.
Автор: Маргарита Гриня
Фото: Мария Крупник