О читке пьесы «На луне» Игоря Яковлева

 

Автор пьесы «На луне» и режиссер читки – Игорь Яковлев и Тимур Шарафутдинов – оба участвовали в фестивале впервые. Однако в 2014 и 2016 годах пьесы Игоря «Две истории о потере невинности и только одна о любви» и «Время сбора плодов» попали в отмеченные.

 

Пьеса «На луне» обращается к остросоциальной проблеме взросления и формирования подростков. Мы знакомимся с главным героем, четырнадцатилетним Максом, страдающим от неразделенной любви. Но мы не просто наблюдаем за его миром со стороны, а благодаря автору погружаемся в этот мир и сталкиваемся с его физиологией. Главного персонажа на читке озвучил Сергей Фишер, а за остальных героев текст читали студенты Щепкинского училища Никита Шишкин и Арина Менухова. Режиссер Тимур Шарафутдинов намеренно отдал «подростковый» текст взрослому актеру, давая зрителю возможность вернуться в тот сложный возраст. Потому что эти дети играют во взрослую жизнь, они хотят, в первую очередь себе самим, казаться «взрослыми». И соприкосновение со взрослым миром происходит через подражание увиденному в кино, в порно. Для них по-прежнему остается важной сказка «про рыцарей, бьющихся на поединке за сердце прекрасной дамы», но в то же время они пытаются выразить себя через физиологическую подробность взрослого мира.

В процессе обсуждения пьесы это поведение подростков, основанное на подражании, вызвало споры среди зрителей.

 

Юля Тупикина, драматург: Для меня ценно, что здесь глубоко исследован этот ритуал переживания мальчиком своей неразделенной любви к девочке. Мы видим очень подробный процесс того, как он пытается ей понравиться, его мучения, его унижение, что он пытается делать. Это очень честная картина происходящего. Поэтому мне кажется, что это семейная комедия. Надо, чтобы подростки с родителями приходили на этот спектакль, и пусть родителя узнают, что в действительности происходит с подростками в тринадцать лет.

Вопрос о том, чтобы на этот спектакль приходили подростки и их родители поднимался многими, но мнения разделились: кто-то говорил, что это спектакль только для родителей, кто-то, что только для подростков, но тогда возникал вопрос, как его показывать подросткам, если ограничение для показа 18+.

 

Вера Сердечная, театральный критик, ридер фестиваля: Я бы не сказала, что это комедия. Это субъективная трагедия человека, который не может выбраться из своего возраста, из своего состояния, и героям пьесы кажется, что их состояние бесконечно. Это пьеса о страшном одиночестве.

 

Марина Дадыченко, драматург: Для меня эта пьеса стала интересным открытием. Для подростков очень органично их сжатое переживание чувств, и к этим переживаниям очень легко подключиться. Я смогла выйти за пределы воспринимаемых подростками чувств. Есть ощущение, что это не только про подростков. Эти переживания легко переносятся на себя: неудовлетворенность собственным телом, своим внешним видом, вопросами интеграции с обществом.

 

Наталья Блок, драматург: Для меня это адов мир манипулирующих людей, которые пытаются влиять на других с помощью насилия. Это очень страшно. Потому что это не про подростков, есть такие взрослые люди.

 

В процессе обсуждения возник вопрос информационного поля, влияющего на формирования мировоззрения и поведения подростка. Только ли сейчас такое воздействие, или же это было всегда.

Олег Липовецкий, режиссер, ридер фестиваля: В этой пьесе нет взрослых. Эти дети живут в вакууме. Они не могут попросить помощи друг у друга и не ждут от нас. Сама по себе пьеса – крик ко взрослым.

 

Александр Середин, драматург: Мне понравилась детальная проработка пьесы. Потому что в большинстве своем пьесы о подростках дают обобщенное представление. Эта пьеса говорит на понятном для подростка языке.

 

Михаил Дурненков, драматург: Это не документальная или психологическая драма. Это интеллектуальная драма-притча, полностью сконструированная автором. Драма, в которой есть и любовь, и насилие.

 

После обсуждения актеры рассказали о работе над текстом.

 

Арина Менухова: Нам очень приятно было поучаствовать. Мы не ожидали, что людей настолько затронет этот текст.

Никита Шишкин: Когда мы обсуждали задачи, мы отмечали для себя какие-то основные моменты. И зрители после читки высказывают те же самые мысли. Значит, смогли донести до зрителей текст.

Арина: Очень приятно было познакомиться с драматургом.

Никита: И узнать его мнение о читке.

Арина: К сожалению, с Чеховым или Горьким мы уже встретиться не сможем, а с современным драматургом ты можешь пообщаться здесь и сейчас. Нам очень повезло с режиссером.

Никита: Потому что он с нами работал и как педагог, наставлял и направлял.

Арина: Терпеливо и трепетно к нам относился.

Никита: После первой читки я вышел из репетиционного зала и осознал, что для нас это не так давно было.

Арина: Это все очень актуально. Это все правда. И это пьеса не для подростков, а для родителей.

 

Автор: Валерия Корнильцева

Фото: Даша Каретникова