О читке пьесы «Гриша» Инги Воск
Второй день фестиваля открылся читкой пьесы «Гриша» автора из Санкт-Петербурга Инги Воск. Инга – сценарист с опытом работы в России и США, но на «Любимовке» впервые. Формат и язык «Гриши», возможно, смутят поклонников Чехова, но на «Любимовке» эксперименты никого не пугают. Наоборот, их любят и ждут.
Действие пьесы вращается вокруг главной героини Анны. В ее жизни есть учёба и работа, приколы с друзьями, обиды на мужа, рисунки сына и мамино «ты поела?» Только находится она от всех за тысячи километров, поэтому с друзьями вынуждена общаться через WhatsApp, с родителями – через Skype и даже сцену ревности мужу приходится устраивать с помощью изображений эмоджи. За время пьесы не происходит ни одной личной встречи героев, все события случаются «за кадром», при этом язык мессенджеров оказывается настолько хорошо знаком и привычен, что коротких сообщений достаточно, чтобы следить за ходом действия, а пёстрые рожицы эмоджи воспринимаются как вполне естественная часть текста.
Даже четырёхлетний Гриша, сын Анны, которого ей страшно не хватает, пытается найти и освоить свой виртуальный способ сообщить маме о том, что соскучился – экспериментирует с голосовыми сообщениями, пишет рассказы смайлами. «Мне было очень мало Гриши, - поделилась впечатлениями после читки одна из зрительниц. – Он мне очень напомнил мою племянницу. Я уверена, что это всё списано с конкретного ребёнка. Придумать такое невозможно».
Дело, конечно, не только в расстоянии, которое отделяет Анну от её собеседников. У каждого из нас в смартфоне есть своя «пьеса», прочитав которую даже посторонний человек узнает о нас всё. «Это очень точное наблюдение за временем – вся наша жизнь переходит в онлайн, расширяются возможности коммуникации, можно дружить по WhatsApp, общаться с помощью визуальных символов, аудио-видео файлов», - отметила после читки драматург Юлия Тупикина. Её поддержал один из зрителей: «Как мы до сих пор «Любимовку» живьём смотрим, а не только в Facebook комментируем?»
Помимо истории взаимоотношений Анны с семьёй и друзьями, в пьесе есть и линия её служебных связей с коллегой. О том, кем работает Анна, прямо автор не говорит, но догадаться несложно. Евгений Казачков, драматург и арт-директор «Любимовки»: «Эта часть истории абсолютна понятна, если быть в курсе новостей, намеки на конкретные события легко считываются. Другой вопрос, насколько автор хочет, чтобы это было понятно для тех, кто не следит за новостями и будет ли это через несколько лет так же очевидно, как сейчас? При этом пьеса Инги Воск – это большой шаг в осмыслении современной реальности, пластов этой реальности. Инга показала нам один ключ – как можно говорить о том, что происходит».
Прочитав «Гришу», каждый задастся вопросом – как же поставить переписку в WhatsApp на сцене? «Судьба пьесы исчерпывается читкой», - категорично заявил Нияз Игламов, театральный критик, один из ридеров «Любимовки». На что автор пьесы ответила: «Так читка – это уже счастье». Благодаря режиссёру Елене Ненашевой и команде актёров, читка «Гриши», действительно, доставила всем удовольствие.
Оксана Кушляева, театровед, критик: «Прекрасно режиссёрски и актёрски представлен монолог Гриши, в котором он перечисляет все эмоджи, отправленные маме».
Михаил Дурненков, драматург, арт-директор «Любимовки»: «Читая пьесу, многие отборщики не сразу поняли, в чём её внутренний сюжет. Сейчас я слушал и многие вещи, которые при чтении мне остались непонятны, заиграли и стали отчётливыми, а те, которые я не понял, вероятно, и нет необходимости узнавать до конца».
В части обсуждения нестандартной формы и структуры пьесы мнения зрителей разделились.
Дмитрий Богославский, драматург: «Почему-то именно в этом тексте мне показалось, что использование мессенджеров – искусственно встроенный, а не гармонично вписанный приём».
Нияз Игламов: «Структура мне показалась довольно рыхлой - любые фрагменты можно поменять местами, на смысл это не повлияет».
Евгений Казачков возразил: «В пьесе всё чётко выстроено, события нельзя менять местами, там очень конкретная история и сюжет. Очень классное решение становления и личной истории, и истории с работой главной героини».
Оксана Кушляева противопоставила «Гришу» пьесам с сюжетами в старом понимании, когда герои рефлексируют и объясняют свои мотивации читателям и зрителям: «Мне эта пьеса показалась очень любопытной. Мне нравится, что тут у героев вообще нет никакой рефлексии. Поэтому в какой-то момент может стать непонятно – кем же она работает, она же ни разу не порефлексировала на эту тему. Нет рефлексии, нет осознания, есть сразу действие. Про сегодня, про сейчас».
Своё видение высказала и участница «Любимовки», драматург Наталья Блок: «Это история ещё и про счастливую эмиграцию – как угодно выехать подальше от страны, любым способом вывезти семью. Про форму пьесы – я видела что-то похожее, представляю, как это можно поставить. Это здорово, мы же постоянно находимся в этой реальности, это всё узнаваемо, поэтому мы и смеялись, все эти смайлы прямо перед глазами. Автор - молодец, не боится с этим работать. Нам ведь надо искать новые формы. Мне кажется, монологи, признания не нужны, о страданиях героя мы можем сами догадаться».
Инга Воск поблагодарила всех участников дискуссии за высказанные мнения, режиссёра и актёров – за прекрасную читку, а зрителям, которых так очаровал Гриша, пообещала подумать над продолжением.
Автор: Наталья Субботина
Фото: Дарья Каретникова