О читке пьесы Натальи Блок «Меня волнует вся х**ня»
Пьеса – остросоциальная сатира, которая поднимает много разных тем и говорит с читателем современным языком – языком искусства, войны, отношений. Это феминистическая история про то, как трудно и страшно быть женщиной, а ещё страшнее быть влюблённой женщиной. За всем напускным эпатажем главных героев чувствуется внутренняя трагедия людей, и к концу истории она становится ясной и ужасающей.
Пьеса эта, если не документальна, то частично основана на реальных событиях, в чём призналась сама Наталья. Начинается она с того, что главные герои – современные украинские художники – укуриваются и говорят о «всей х..не»: сексе, русских, наркотиках, искусстве и взрослении. Ничего не предвещает, что дальше разговор будет серьёзный и об окружающей действительности.
Михаил Дурненков, драматург, арт-директор «Любимовки», драматург: «Интересны декорации, в которых этот классический сюжет не взаимной любви протекает. Они, конечно, очень необычные. Читаешь пьесу, и там такая мощная эмоция содержится в каждой строчке. Можно сделать такую альтернативную читку на энергии, потому что в современной драматургии так мало пьес, в которых тема действительно значима. В феминистских пьесах всегда очень сильная тема, там понятно, чем горит автор. Здесь пьеса очень горячая».
Читка же была более комичной, чем ожидается от такого текста.
Аня Банасюкевич, театральный критик, организатор фестиваля: «Я хотела поделиться разницей ощущений, между тем, когда читаешь и когда слушаешь, по крайней мере, на этой читке. Когда я читала, у меня было ощущение, что там есть сложность этих людей, что это какая-то очень тонкая грань сатирическая. Казалось, что они, действительно, люди искусства в ситуации войны и всяких расколов, и они не могут найти ответ. Когда читаешь, ты не думаешь, что они какие-то профанаторы, а думаешь, что они художники, но у них полная растерянность. А в читке была другая сатирическая линия, что ли. Я думала: «какие же они... вообще просто никто, ничтожные ребята».
Пьеса написана не для кого-то определённого: женщин, мужчин, украинцев, русских, военных, мирных батюшек, депутатов, художников, извращенцев. Она не про них, хотя это всё – действующие лица пьесы, она про всех нас. Про наши поиски идентичности, про попытки почувствовать себя героем, и в этих поисках напрочь забыть, что значит чувствовать что-то ещё. Актёры читали, а зрители тонули в звуках, фразах, смехе и печали. Смеялись много и было над чем, в конце пьесы, например, есть прекрасный диалог доктора и главной героини, которая решила сменить пол:
«Врач. Ориентация у тебя какая?
Ася. В смысле?
Врач. Спишь с кем?
Ася. С депутатами.
Врач. С какими еще депутатами?
Ася. Депутатами Верховной Рады Украины.
Врач. С мужиками?
Ася. Ну как посмотреть»
И всё-таки, наверное, каждый ушёл со своим пониманием пьесы и читки. На обсуждении мнения расходились кардинально. Арт-директор фестиваля «Любимовка» и драматург Евгений Казачков задавался вопросами, морали и того, как ему, читателю, относится к пьесе: «У меня есть вопросы. Как относиться к происходящему? Что героиню приводит к такому странному выбору решения проблемы, я не понимаю, почему она не может вести себя по-другому. Что для этих людей выбор, а что не выбор? Есть у меня лёгкое ощущение, что часть проблем, которые они преодолевают, являются вопросом изначальных выборов, и я как простой зритель не понимаю, ну заработайте по-другому».
Дана Сидерос, поэтесса: «500 баксов за день, Жень?»
Художник Яша Каждан сказал, что для него это пьеса скорее про художника в современном мире и кризис, а не про любовь.
И всё-таки, несмотря на разность мнений и непонимание, на обсуждении тоже много смеялись. Наталья говорила, что она как феминистка может стебаться над собой, но со стороны этого не позволит.
В пьесе также есть очень мощный монолог. Наталью спросили, какой главный страх у героини, и она ответила: «страх ненужности, страх одиночества и страх быть женщиной», что в пьесе говорит сама Ася:
«Я не псих. Я просто не могу быть больше женщиной. Это невыносимо. Вот вы когда-то испытывали страх, что вы беременны? А, что вас изнасилуют если вы среди мужчин находитесь? А, вам говорили, что вы тупой потому, что вы мужик? Я не хочу быть женщиной в этой стране. В этом мире вообще. Я просто не хочу быть женщиной, ясно вам? Не то, что бы я так перлась от мужиков, но быть женщиной это вообще противно просто. Ясно вам??? Третьего пола тут не предусмотрено, на этой гребанной планете, поэтому сделайте из меня уже мужика и закончим на этом».
Режиссёр читки Никита Щетинин сказал, что всё, что он услышал, оказалось для него перпендикуляром того, что он понял. Для него эта пьеса – об отсутствии самоидентификации, о поколении тридцатилетних инфантов.
Вот так по-разному увидели и считали один текст зрители, режиссёры и драматурги, потому что текст этот многогранен и гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Автор: Серафима Труевцева
Фото: Шамиль Хасянзанов