Интервью с Настей Кузнецовой и Дмитрием Акришем
Последний день фестиваля «Любимовка-2016». Зрители множатся, будто воздушно-капельным способом. Я подхожу к группе самых веселых ребят. Смеются в кружке. Оборачиваются: - О, это вы автор? Ну читки, что сейчас будет.
С сожалением констатирую – не я. Это как раз тот случай, когда действительно жаль. И думаешь, ну почему это пьеса – не твоя. Настя Кузнецова, стремительная, легкая девушка, автор пьесы «Яна – это Аня наоборот». Только показалась и тут же исчезла в водовороте толпы. И снова вынырнула. Да вот же она! Настя!
Давно ты пишешь пьесы?
Эта пьеса – первая, первый опыт в этом жанре. А пишу я давным-давно, я киносценарист по образованию и писатель по сердцу.
Почему – Любимовка? Как ты про нее узнала?
Прошлым летом я жутко захотела написать пьесу и стала их читать в принципе, изучать современный театральный процесс всячески. Не знала, как подступиться – довольно сложно перестраивать мозг с киноязыка на язык пьесы. Боялась написать фигню. Ну а дальше изучение материала привело меня к Любимовке – на ней ведь отметились все, кто всерьёз занимается драматургией. Я отправляла пьесу на три конкурса пьес, и Любимовка стала одним из них. Кстати, на то, что пьеса попадёт на Любимовку, даже не надеялась. Мне в последний день приёма работ подруга просто приказала отправить.
Есть волнение перед просмотром? Чего ты ждешь от показа?
Волнение есть, но приятное. Очень интересно, что из этого выйдет. Я уже видела один раз читку своей пьесы, её читали на Коляда-плейс актёры Коляда-театра. Но ту читку я смотрела в записи, а сейчас будет живой процесс, и за моим затылком будут сидеть настоящие зрители – вот испытание, так испытание. Когда видишь свой текст на сцене или экране – может произойти всё, что угодно. И это некий кайф, конечно. Я планирую получить удовольствие, определённо.
Считаешь ли ты пьесу завершенной?
Да. Мне кажется, что тут ничего не надо добавлять. Тут все есть.
То есть ты не станешь как-то изменять пьесу, если тебе скажут на обсуждении?
Было бы враньём говорить, что буду. Скорее всего, нет. Но прислушаюсь к советам, безусловно.
Название твоей пьесы уже несколько раз перевирали….и путали Яну с Аней местами…
Да я сама их путаю. Было даже так. На афише написали: пьеса «Аня – это Яна наоборот». Автор: Яна Кузнецова. А я Настя. Настя Кузнецова. Тоже не самое оригинальное сочетание имени и фамилии. Но в этом нет ничего страшного. Даже смешно.
Яна в твоей пьесе для тебя – жертва или женщина как таковая?
Почему жертва? Там все герои тогда жертвы – жертвы жизни нашей.
У тебя в пьесе у всех женских персонажей, даже сквозных, проблемы с мужчинами. Это пьеса про женщин, которым плохо? Или? Или это все равно пьеса про любовь?
Это про людей, мимо которых прошла любовь, как электричка на Зеленоград. Просто мимо прошла, а они её не заметили. Героиню Яну зацепило только немного. Но и она не знает, что со всем этим делать теперь. Поэтому моя любимая там фраза – про сравнение любви с кирпичом по голове – «Я думаю, что любовь, это совсем не крылья. Это как кирпич на голову неожиданно или бетонная плита». Очень часто говорят про то, что любовь – окрыляет. Окрыляет, да. Но если что-то идёт не так – любовь может раздавить, убить даже может. Знак минус – и всё, вместо солнца – смертельная радиация. Удивительное чувство. А вообще я писала про двух мужиков, которые спят с одной бабой, и никто из них, никто – её не любит. В целом, несчастнее людей нет созданий во всем этом свете. Как-то так.
Я слышала, что на твою положительно реагируют именно мужчины. Как ты думаешь, с чем это связано?
Да? Класс. Это отлично просто. Ведь женщин я понимаю гораздо лучше, чем мужчин, я их знаю. А мужчины для меня остаются загадочными существами, а от того очень интересными для изучения. Если им нравится, значит, есть правда в моей истории.
У тебя режиссер-мужчина Дмитрий Акриш. Он актер. На режиссера только учится. И это его первый опыт участия на фестивале. Нет ли опасения, что он твою пьесу, что называется, не так прочитает?
Нет совершенно. Я вообще мужчин люблю больше, чем женщин. Они умнее, и часто честнее. Пусть прочитает её так, как хочется ему. Тем более, я тут тоже впервые.
Ты сама ассистент режиссера, не возникало ли мысли поставить свою пьесу самой?
Чтобы быть режиссёром, я слишком ленива. Может быть, когда-то, мне и взбредёт в голову поставить что-то. Но это будет не эта пьеса.
У тебя не получилось быть все дни на фестивале «Любимовка», потому что…?
Потому что я работаю ассистентом по актёрам на киносъёмках. У меня экспедиция длится с мая, я в резиновых сапогах бегаю по площадке, без связи и Интернета. И просто чудом, мой выходной совпал с днём читки моей пьесы. Это, я считаю, отличный знак.
Интервью прерывается – вот-вот начнется читка. Надо быть на своих местах. Когда все уже позади, продолжаем разговор с Дмитрием и Настей. Настя выглядит взволнованной, но довольной.
Настя: На читку шла с уверенностью, что не буду ничего переделывать, потому что для меня это был такой опыт просто попробовать, будет ли это воспринято кем-то. Могу ли я пьесы писать. А тут получила такой заряд. Заряд и желание писать. Надо обязательно продолжить. Я не уверена, что буду что-то делать с этой пьесой. Ведь проще написать новую. Мне хочется что-то новое, большое. Трехактную пьесу. Думаешь, не напишу?
Дмитрий Акриш очень, очень спешит. Разговор происходит на бегу.
Дмитрий, вы ведь не режиссер…
Я актер по первому образованию. А сейчас учусь на режиссерском у Леонида Хейфеца в ГИТИСе. Уже на пятом курсе. Мечтаю создать свой театр.
Что можете сказать про Настю?
Красивая девушка.
А про ее пьесу?
Это первая пьеса Насти. Первый опыт. Счастливое начало. Мне кажется, мы ждем ее вторую пьесу. Вот Настя напишет, пришлет на почту. Мы встретимся и поговорим. Это счастливый случай, когда пьеса не умирает где-то на полках. Я впервые участвую в Любимовке. Меня эта пьеса зацепила своей жизненной историей.
Как вам кажется, хорошо читку обсудили?
Обсуждение, да, прошло на ура. Я думал, что будет жестко, а оказалось хорошо и спокойно. Очень конструктивный разговор был. Мне сказали, что не надо выпендриваться, надо именно читку делать. На это и был упор.
Дмитрий, а что по-вашему – любовь? Вы сами влюблены? Вы согласны с героиней пьесы, что любовь – это как кирпич на голову?
Дмитрий смотрит на часы, извиняется и убегает. Опаздывает в театр. А может быть, на поиски любви? Или просто пытается увернуться от кирпича… Кирпич падает мимо, не задев ни одного зрителя. Двор пуст. Следующая читка началась.
Текст: Ксения Жукова