О читке пьесы «Топливо» Айрата Гайнуллина

 

История о двух парнях, вырвавшихся на день от своих жен из некого города N. У них есть возможность забыть о быте и работе, «оторваться», по-настоящему отдохнуть. Однако неприятности начинаются прямо с того момента, как герои выезжают из своего провинциального городка в направлении к миру наслаждений – Сургуту.

 

Кольцевая структура пьесы отсылает зрителя и читателя к типичному road-movie. Алкоголь, «топливо», именуемый так одним из главных героев, становится инструментом для бегства от реального мира, отсылает к бесчисленным фильмам формата «Страх и ненависть в Лас Вегасе», «Мальчишник в Вегасе». Только Лас Вегасом в качестве места притяжения здесь является Сургут. И конечно, в качестве главных героев – два традиционных неудачника.

 

Однако и сюжет пьесы, и персонажи Марат и Михаил сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Текст выстроен на оппозициях. И несмотря на незаурядную форму, именно контрастные мотивы составляют прелесть пьесы и выдают потенциал молодого автора.

Основная оппозиция здесь – герои и мир, подчеркнутая режиссурой (вернее, «архитектурой» читки. За спинами Марата и Михаила на возвышении расположены остальные герои) Руслана Маликов. В первую очередь, это разделение представлено в разных эпизодах разными второстепенными персонажами. К ним относятся «унифицированные» жены-красавицы, ждущие дома своих мужей, казах, одновременно и сантехник, и доставляющий лапшу курьер, девушки и молодые люди. Контраст - абсурдное в своей повторяемости окружение и главные герои, которые никак не могут понять, что с ними в Сургуте происходит и почему. Наконец-то вырвавшись из опостылевшего города N, Марат и Михаил попадают в ситуацию, когда каждая возможность развлечься становится очередным провалом.

 

Следующая оппозиция – пространственная. Возвращаемся к сценическому решению Маликова и противопоставлению Сургута и родного героям провинциального городка. Неудачи начинаются ровно с пересечения условной границы между городами. Условно “реальная” жизнь героев с этим переходом становится совершеннейшей цепочкой нелепостей. Локусы, рассыпанные по центральной части пьесы, наполняют хаосом вожделенный город: стриптиз-клубы “Барсук” (или всё-таки “Бар сук”?), “Вавилон”, “Шаляпин”, “нехорошая” съемная квартира, несоответствующая объявлению в Интернете.

 

Контраст свойственен также характерам главных героев. Михаил мнителен, перед отъездом жена предлагает ему взять с собой презерватив, от которого он отказывается, идея подобрать попутчиков с помощью Bla-bla-car не кажется ему подходящей, внимание девушки в клубе пугает его, не вызывает никакого желания “продолжать с ней общение”. Марат же, в свою очередь, “открыт новым знакомствам, жена находит в его пиджаке презервативы, и он не против соблазнить ту же самую девушку в клубе, три попутчика только радуют его.

 

Именно эти оппозиции становятся основой для развертывания основного конфликта пьесы Айрата Гайнуллина. Конфликт временной. Но не временной в контексте времени драматического действия. Это конфликт времени как возраста и присущего ему сознания. Героям двадцать девять лет, у каждого уже есть семья и свое место в социуме, они пользуются гаджетами, стало быть, к реальной жизни вполне приспособлены. Однако все не так просто.

Их поведение, образ мысли совершенно несоответствуют заявленной стабильности и “определенности” (“Люблю, когда все организовано”). Марат осуждает молодую парочку в клубе, рассорившуюся из-за пустяка, ведь они еще молодые, “зеленые”.

 

Но и Марат, И Михаил оказываются еще более «зелеными». Отдых в Сургуте изначально подразумевал выпивку, просмотр телевизора и игру в приставку сына друга. И только тот факт, что телевизор не работает, заставил героев выйти из дома и «совершить ошибку», после которой они не были в состоянии вспомнить, как и с кем в пьяном состоянии подрались, куда пропали носки и кто зашил шрамы, полученные во время драки. Герои полностью пассивны, инфантильны и, как оказалось, ко «взрослой жизни» не имеют никакого отношения. 2Gis заводит их не в ту сторону, Bla-bla-car не оправдывает ожидания. Типичная подростковая мысль о том, что Бургер Кинг в Сургуте – не то, что в их маленьком городе, провоцирует героев съесть максимальное количество вопперов.

 

Основное занятие, вызывающее интерес Михаила и Марата, - смотреть. Они как будто запрограммированы на бездействие и пассивность. Именно поэтому попытки что-либо предпринять, чтобы избавиться от скуки, неудачны. Единственное решение, пришедшее на ум,– алкоголь. В темноте затуманенного сознания все кошки черные – «топливо» отключает органы чувств, в том числе и зрение. Герои сами выстраивают вокруг себя мир абсурда. Они привыкли лишь к визуальному восприятию действительности. И даже в том случае, когда действия физические должны привести к радости и удовольствию, выявляется их неспособность эту радость и это удовольствие получить.

 

«С этим городом что-то не так», - говорит один из главных героев. Клиповое мышление, свойственное людям с акцентом на пассивном зрении, превращает окружающий мир в мир абсурда, а людей вокруг в запрограммированную обезличенную массу.

Руслан Маликов улавливает внутренние противоречия персонажей. Читка организована таким образом, чтобы непосредственно выявить конфликт несформировавшегося сознания парочки неудачников и действительности.

 

Персонажи являются неудачниками не из-за произошедших с ними комичных событий, вызывающих смех зала, не из-за клубов Сургута и не из-за окружающих их людей.

Марат и Марк – неудачники в своей пассивности. «Обломовцы». Выход из раковины, для жизни в которой достаточно телевизора и дивана, в такой ситуации не возможен. Как и избавление от внутренней пустоты.

 

Поэтому герои возвращаются к исходной точке. Полученный в Сургуте опыт не стал опытом внутренним и никаким образом не трансформировал героев. Их жены все еще выглядят одинаково. По возвращении первый же диалог – вновь о презервативах.

 

И никакое «топливо» никогда не станет панацеей от скуки и тоски. Только действие. К которому эти «взрослые подростки» еще не готовы.

 

Текст: Анна-Мария Апостолова

Фото: Дарья Аксёнова