О читке пьесы «Сны Пармезана» Елены Шахновской
Вечером третьего фестивального дня в рамках клубной программы в «Смайл кафе» доковскому зрителю предложили сыграть в игру «Правда или Путин».
«Сны Пармезана» Елены Шахновской начинаются стремительно, без болтовни о спасательных иллюминаторах, без путешествия в убаюкивающем аэроэкспрессе. Старт дается из полутемной каморки аэропорта, где беспричинно нападают на Соню, героиню пьесы, пытающуюся вылететь из серой зоны на протяжении всех трех действий. Ее дезориентированное, беззащитное состояние доведено до абсурда; а «счастливый» финал должен, послушно ремарке, обратить нас к началу – тем самым довести непроходящее галюционарное сознание героини до отчаянной крайности.
Пьеса похожа на коллаж из незаконченных, запутанных, но поэтичных сцен. Из моментов усомнений в реальности, из внезапных выпадений из нее, из продолжительных глюков. Измученное недосыпанием сознание Сони тревожно работает. Вместо клише-вопроса «где заканчивается реальность и начинается мечта?» Соню волнует, где и как наладить с реальностью постоянный, здоровый контакт? Как перестать сомневаться в логичности, последовательности и правдоподобности всего окружающего? Как почувствовать себя, наконец, не в серой зоне, а гражданкой своей страны со всеми вытекающими правами и ответственностью? Как согнать сон, как проснуться, как улететь?
Призма сюрреализма становится для нее взглядом на жизнь. В первую очередь Соне сложно довериться кому-то, а тем более крепко полюбить. С таким как Гришин, не собирающимся покидать аэропорт, кайфующим от временных и логических сдвигов, ей страшно жить: как закрепить с ним отношения, как в зале ожидания между кресел и курилок устроить семью? Потому положиться она может только на что-то материальное и неодушевленное; например, на упакованный чемодан, которому проще дать кличку – «Тургенев» и всегда держать под рукой. В финале от Гришина у Сони остается на память только толстовка с Чебурашкой. Одной ей легче было бороться за право выезда.
«Аэропортом» в пьесе зовется не определённое место, а ощущение от пространства: туда сложно опоздать, оттуда практически невозможно улететь. Ситуация похожа на фильм Спилберга «Терминал», где система физически бракует человека, однако, не трогает его сознание. Героине этой пьесы везет меньше.
В аэропорт из «Снов» никто не прилетает; отсюда бегут, как в произведениях Булгакова. В разорванное, воспаленное сознание человека приходит ощущение собственной уязвимости; и пропадает ощущение, что существует возможность спасения на корабле Философов. Вдруг приходит понимание того, что вне зависимости от позиции, национальности, возраста все находящиеся в этом аэропорту – лишние. Лишние как для государства, так и друг для друга. И соответственно, представляют одну «угрозу». Все: иностранные граждане, шпионы-«пармезаны», ура-патриоты, семейные пары, а также такие как Соня и ты. Тебя однажды тоже могут принять за санкционный продукт и расправиться также. И в тот момент ты будешь тоже – неподготовленным, без выдержки, распакованным, сонным.
Под конец читки оглядываешься. Вокруг весело, шумно, пьяно, «Смайл кафе». Актеры и режиссер Наташа Молчанова отходят от мелодичного текста, свободно перемещаются, общаются. Но ты, несколько пробужденный, отходишь в сторонку, подвисаешь на сайтах грантов и путешествий, привычно лезешь в Skyscanner. И самое большое желание в этот момент – дать добро на все взлетные полосы и переслушать пьесу сначала.
Текст: Екатерина Тимонина
Фото: Даша Каретникова