Мастер-класс «Драматург в кукольном театре»

 

Пересказывать истории грузинского драматурга и режиссера Зураба Кикодзе – дело неблагодарное, ведь рассказчик он от бога, стендапер того же уровня. Зрители хохотали полтора часа, в первые же минуты влюбившись в высокого человека с длинными руками, которые в кукольном театре – большой плюс для артиста.

Свой рассказ Зураб Кикодзе начал издалека – как в 1980 году, будучи совсем молодым человеком, подрабатывал красильщиком, веселил своих приятелей разными шутками и услышал от одного из них совет идти работать в театр. Он был принят в труппу тогда только организовывающегося театра Резо Гарибадзе (театр открылся в 1981 году) и проработал там несколько лет, ездил по различным фестивалям, а во время пребывания во МХАТе ухитрился приготовить борщ, который понравился всем, включая Олега Ефремова. Так началось знакомство Зураба Кикодзе с марионеточным театром. После ухода из театра Гарибаздзе, он жил в деревне и ухаживал за коровами. Однажды в эту местность приехал швейцарский фермер и пригласил Кикодзе пожить какое-то время в Швейцарии. Он пробыл там два месяца, и полученные впечатления вдохновили драматурга написать свою первую пьесу для марионеток «Му» – о грузинских коровах, которые убегали жить в Швейцарию. Позже ему удалость сделать запись этой пьесы со знаменитыми грузинскими актерами, такими как Кахи Кавсазде. Пьеса с большим успехом шла 10 сезонов в «Свободном» («Подвальном») театре, а на премьере даже присутствовали швейцарцы.

После рассказа о «Му», Зураб Кикозде рассказал истории создания еще нескольких своих драматургических работ. Чаще всего, это были пьесы на злобу дня, например, о чиновнике, который похитил солнце для своей жены и таким образом не давал наступить весне – пьеса «Давление». Или история о виноделах, которые опрыскивали виноград химикатами, и вино получалось отравленными – пьеса «Защита природы». Эти пьесы, также как и первая, были написаны под впечатлением от какой-то ситуации, которая происходила в реальной жизни.

 

В финале режиссер-драматург-кукольник рассказал подробнее и о специфике изготовления марионетки и дал несколько советов. «У каждой куклы непременно должна быть какая-то бросающаяся в глаза особенность, иначе она не будет интересной зрителю, ничего не получится. Ушко дергается, хвостик, походка необычная, еще что-то. Во время работы с марионеткой непременно нужно репетировать, стоять перед зеркалом, иначе потеряешь способность адекватно оценивать себя. Зеркало помогает увидеть куклу».

 

Текст: Елизавета Милюхина

Фото: Дарья Аксёнова