О читке пьесы «Утомленные спайсом» Александра Демченко

 

Пьеса курского драматурга Александра Демченко привлекла особое внимание: на обсуждении после читки один из зрителей рассказал, что специально приехал на фестиваль, увидев в программе название «Утомленные спайсом». Этим емким заголовком автор формулирует очередной приговор современному молодому поколению — нынешним 20-летним, застрявшим между реальностью и наркотическими видениями, жизнью и тем, что о ней говорят по телевизору.

 

Демченко уходит от строгого выстраивания сюжетной линии, его пьеса — это бесконечная болтовня молодых людей, по пьяному стечению обстоятельств оказавшихся запертыми в одной питерской квартире. В ней жил дед-герой войны, грязно, даже обои воняют старостью, и, конечно, присутствует пакет наркотиков: «Это Питер, детка, привыкай».

 

В бессмысленные разговоры о девушках, тех же обоях и крысах, которые дольше живут в парах, временами вторгается социальный пафос — рассуждения о Донбассе, неожиданно появившихся у всех «укрородственниках» и «ненужной братоубийственной войне», которая непонятно когда закончится. Но драматург не делает поточность текста основным приемом, а сам текст — главным героем, изящной концентрацией бессмысленности происходящего. Он идет дальше — добавляет в сюжет несколько поворотных событий криминального характера, что в купе с разговорами делает пьесу аллюзией на «Криминальное чтиво».

 

Выясняется, что парни Саша, Витя и Гена могут быть привлечены за изнасилование, спайса в квартире — на 200 тысяч рублей и он куда-то исчезает, приехавшая к Вите девушка из Петрозаводска выпадает из окна. Даже становится обидно за то, что заявленная утомленность этим спайсом оказывается неоправданной: речь не об отсутствии в пьесе свидетельств галлюциногенного трипа или какого-то особенного поведения героев, а о том, что, выходит, без наркотиков в принципе можно было обойтись. Не совсем понятно, зачем в этих будничных диалогах они пригодились автору

 

«Могло бы получиться очень сильное высказывание именно об этой живой теме в современной России. Утомленность еще есть куда развивать, что может вывести пьесу на качественно новый уровень», — поделился впечатлением на обсуждении режиссер Олег Соколов. «А мне вообще не за чем было следить», — заключил коллега автора Олег Колосов. Другое мнение – у режиссера читки Андрюса Дарялы, увидевшего в истории удачную метафору мироощущения современной молодежи и жизненных обстоятельств, в которых она вынуждена находиться. «Разбирая текст, мы говорили о том, что беда нашего времени спайс — это синтетический наркотик, а не то, что выросло где-то в Колумбии, живое, от земли. То есть эти ребята — поколение, которому достались ненастоящая война, как бы любовь, как бы семья и даже наркотики — искусственные».

 

Вчерашние выпускники Щукинского училища, задействованные Дарялой в читке, добавили скромно прописанным персонажам («Витя, 25 лет», «Маша, 23 года» и так далее) человеческих черт. Девушка Ира, выпивающая коньяк у подъезда, из которого время от времени выходят герои, заговорила с украинским акцентом, а за единственный в пьесе монолог «под спайсом» актриса сорвала аплодисменты.

 

Театральный критик Олег Лоевский похвалил текст за легкость языка и назвал отсутствие смысла тем, что в этой пьесе подкупает, но тут же добавил, что бессмыслица и пафос очень плохо сочетаются из-за нарушенной композиции, когда вдруг к концу пафос начинает давить, и назвал пьесу безнадежной. Режиссеру Александру Вартанову, напротив, текст «Утомленных спайсом» показался «абсолютно гениальной кашей в голове», звучащей естественно настолько, насколько это возможно.

 

Чтобы добраться до Джармуша или Тарантино, с которыми автора сравнили зрители, диалогам, из которых состоит пьеса, все-таки не хватило оправданности: «Я не понял, почему я должен это слушать», — признался драматург Александр Середин. «Мне не хватило абсурда, чтобы уйти от психологизма, и было многовато психологизма там, где он не нужен», — добавила драматург Нина Беленицкая. Обсуждающие отметили, что остается непонятным, почему все это происходит с героями. То ли потому что они курят спайс, то ли из-за того, что они — люди, у которых, как выразился Михаил Дурненков, «нет никакой перспективы», то ли просто потому что так бессмысленно устроена жизнь.

 

Александр Демченко, которого Дурненков назвал певцом пятиэтажной России, перенес тарантиновский сюжет в атмосферу серых питерских микрорайонов, но для создания ироничного боевика тексту не хватило какого-то объединяющего смысла или его очевидного отсутствия (возможно, сюда больше подошло б название «Криминальная Россия»). «В “Криминальном чтиве” герои очень много болтают, они, казалось бы, тоже просто делятся своими мыслями, но все диалоги вертятся вокруг вопроса “что есть личность и как ее определить”, — подытожил драматург Евгений Казачков. — Будь более жестким по отношению к себе в этом, казалось бы, расплывчатом мареве о личностях, характерах, их проявлении и так далее. У него есть принципы, и ты можешь их освоить».

 

Текст: Настя Николаева
Фото: Даша Каретникова