Мастер-класс Николы МакКартни

 

В чем состоит задача драматурга? С этого вопроса началась практическая часть мастер-класса драматурга и педагога Николы МакКартни, активно занимающейся социальным театром в разных странах. И находящей в нем истинный смысл драматургического искусства.

В своем мастер-классе Никола не «поучает», как писать пьесы и работать с людьми, не соответствующими стандартам общества или отрезанными от него, не разделяет драматургический подход на «верный» и «не верный». Подчеркивает, что понимает определенную степень идеализма своих идей, но не может от них отказаться, потому что действительно верит, что с помощью социального театра и театра в принципе можно изменить мир, меняя человеческие судьбы.

 

Никола рассказывает о принципах своей работы. Эти принципы направлены на конкретную цель, «ключики» к которой предлагает драматург.

Первый принцип – эмпатичное слушание. Отстранение и пассивность в случае драматурга, занимающегося социальными проектами, являются бесплодием.

 

Принцип второй – любопытство. Никола предложила задание участникам мастер-класса - рассказать о том, чем непосредственно в их культуре является театр, в чем его направленность. Сама постановка этого вопроса привела аудитоию к обратному вопросу – что такое «мое» общество? В чем состоит его особенность? Что является его достоинствами и недостатками? В чем коренятся проблемы и что можно предпринять для того, чтобы их разрешить? Любопытство порождает любопытство.

 

Любопытство также порождает принцип «учись, обучая». Это взаимообратный процесс. Пьеса, спектакль, любой итог творчества – это вопрос заданный себе и другому, поиск ответа на который в разной степени изменяет самосознание обеих сторон диалога.

Голос безмолвным. Исключенным из социума – возможность трансформировать вектор своего взгляда. «Звучание истории дает энергию изменения». Множество людей, не будучи услышанными, становятся частью общего мнения и в большинстве случаев адаптируются, принимая это мнение в отношении себя как истинное.

 

Разные точки зрения, разные люди, их истории, «векторы» складываются в большую историю. Процессы рассказывания как собранный пазл, формирующий и социальную деятельность, и деятельность творческую. С этим пятым принципом непосредственно связан принцип седьмой – драматургический (художественный) подход к историям людей. Вы как художник, режиссер, драматург можете дать выбранному социальному проекту, какой подход здесь может сработать, каким образом вы сможете собрать этот пазл.

 

Между этими двумя принципами, принцип шестой. Танцуй. Задание драматургам – рассказать в паре историю о том моменте, когда было принято решение стать театральным деятелем. Слушающий должен запомнить каждую деталь истории, с каждой эмоцией рассказывающего. Не просто слушать, а «танцевать всем телом», физически сопереживать другому. После этого участники мастер-класса объединяются в группы и каждый рассказывает услышанное от первого лица таким образом, как будто это произошло с ним самим.

 

Восьмой принцип. Попытаться с помощью театра изменить жизнь. Становясь частью чужой истории, входя в неё, слушая, включаясь. Задавая человеку вопросы, которых он не ожидает, - возвращающие его к самому себе («Расскажите о случае, когда вы чувствовали себя особенным?») Давая возможность посмотреть на себя с другой стороны.

 

И последний принцип. Театр может и должен, уверена Никола, происходить не только внутри театральной коробки. Своей особенной силой обладает театр, выходящий за её пределы, взаимодействующий с окружающим его миром, не идеальным, но имеющим потенциал к изменению.

Эмпатичность, сопереживание, любопытство подталкивает ближнего задать вопрос самому себе. Формулирование этого вопроса – первый шаг к тому, чтобы вернуться к забытому, вновь открывая для себя свои возможности и свою уникальность, вне заданных рамок. Роль в этом социального театра – слушать. Ведь «слушать – значит уважать».

 

Текст: Анна-Мария Апостолова

Фото: Даша Каретникова