О читке пьесы «Лёха» Юлии Поспеловой
В этом году читки на фестивале «Любимовка» проходят до позднего вечера — в «Смайл кафе» ежедневно в 23:00 звучат пьесы, специально отобранные для клубной программы, которая открылась пьесой Юлии Поспеловой «Лёха». Пока зрители неспешно располагались в уютной атмосфере одного из залов кафе, арт-директор фестиваля Михаил Дурненков не удержался от похвалы в адрес произведения и его автора:
«Юля любит работать со словом, и эта пьеса тоже довольно формалистская. Автор никогда не заигрывает с реальностью документальной или делает это вплоть до разрушения языка. Это один из сильных драматургов-авангардистов, на мой взгляд».
Как оказалось, эти слова прозвучали вполне заслуженно. С первых же строк язык пьесы заставил даже самых невнимательных гостей на галёрке обратиться к исполнителю текста. Режиссёр Филипп Лось, в арсенале которого немало любимовских читок, в этот раз решил представить монопьесу самостоятельно. На сцене ничего лишнего: стол, микрофон, листы бумаги и гранитное спокойствие исполнителя. Всё это позволило тексту разлиться по залу мягким тёплым эфиром и проникнуть в каждого слушателя.
Трогательная и отчасти автобиографическая для драматурга история пожилого мужчины насыщена сентиментальными подробностями, на которые простой обыватель зачастую не обращает внимания в жизни. С первых строк автор погружает читателя в мир с патефоном производства ленинградского граммофонного завода, песнями Вячеслава Добрынина в белой копейке на Москве-Риге и, конечно же, золотой коронкой «любовь и ванны кузнецовой» (да, так шутил дед). Сюжет пьесы представляет собой набор воспоминаний из жизни деда рассказчика: от смерти его первой жены и знакомства с женщиной, любовь к которой станет лейтмотивом всей оставшейся жизни, до врезающегося острой болью отрывка о пережитой Великой Отечественной войне. В тексте представлено несколько поколений: сам дед Саша, его сын Лёха и дочка Людочка с её личной трагедией, знакомой каждому выпускнику музыкальной школы.
Очень радостно видеть в современной драматургии умение так бережно и умело обращаться с языком. То ли звучат неизданные стихи Цветаевой, то ли сам персонаж берёт слово у рассказчика и начинает с трепетом вспоминать самое сокровенное, то ли стремительно уходящая вместе с грустными глазами Якубовича эпоха решила напоследок оставить память о себе пером Юлии Поспеловой.
Профессионалы уверены в большом будущем пьесы. Ещё в июле молодой московский режиссёр Даниил Чащин представил эскиз спектакля по этому тексту на лаборатории в МХТ им. Чехова. Без сомнения, это не последнее появление пьесы «Лёха» в театральном пространстве.
Текст: Юрий Шехватов
Фото: Даша Каретникова