Интервью с Василием Алдаевым, драматургом из Красноярска
На вопрос о своих планах на будущее, драматург из Красноярска Василий Алдаев отвечает: «Хочу завести котенка».
«Мне иногда кажется, что кошки лучше людей многие вещи понимают, только посоветовать ничего не могут, переводчик нужен с кошачьего, а так — просто смотрят и надеются, что случится что-нибудь вроде кошачьей телепатии», - говорит один из персонажей его новой пьесы «Лапушка», которую сам автор определил, как «систему пауз в разговорах в двух действиях».
А еще там говорят: «Лучший социум – где меня нет».
«Он – поэт, человек, который, знаете, когда с ним разговариваешь, а он задумался и куда-то туда смотрит. Вот его пьесы – взгляд этого человека», - такую, несколько странную характеристику дает молодому автору Михаил Дурненков. Но когда общаешься с Василием вживую, понимаешь, что Михаил имел в виду. Вася замечательный, немного замкнутый, и как будто слегка «нездешний».
Василий на Любимовке не в первый раз, в прошлом году он приезжал с пьесой «Все будет хорошо». И у драматурга уже, можно сказать, появился свой режиссер. Даниил Романов ставит читки пьес Алдаева второй год подряд: «Мне очень нравятся пьесы Василия, но когда мне прислали эту, я понял, что я, в каком-то смысле, перед ней бессилен – к ней нужен ключ. Для себя я назвал ее ораторией одиночества. Она невероятно музыкальна, ее нужно делать, как музыку, как ораторию».
Наша беседа с драматургом получилась скорее, как система пауз. Но это, как выразилась бы его героиня – «очень очаровательно».
Что думаешь о читке?
Хорошая получилась читка, колоритная очень (пауза). Хорошо это все.
Ты себе так все представлял?
Я, конечно, иначе (пауза) себе все представлял. На читке интонационно по-другому было сделано, чем я это слышал в голове.
Можешь объяснить, в чем?
Там гораздо больше должно было быть каких-то промежутков, пауз. Пьеса была задумана на паузах.
Чем ты вдохновлялся, когда писал «Лапушку»?
Я вдохновлялся (пауза) ну, конечно, в некоторых местах пьесы за прототипы для персонажей я брал моих знакомых, которые в какой-то мере соответствовали этим персонажам. (пауза)
А из искусства?
Из искусства? Нет, ничего.
Ты сам думал о том, чтобы ставить свои пьесы?
Не знаю. (пауза) Я вижу их очень по-разному. (пауза) Но, тем не менее, я не могу сказать, что вижу, как какая-нибудь из них была бы поставлена на сцене, на экране (пауза) в какой-нибудь из возможных форм. Но было бы интересно попробовать.
В «Лапушке» дважды возникает тема однополой женской любви. И вторая, в финале, кажется немного немотивированной. Мог бы ты прояснить этот момент?
Ты говоришь о Лизе? Она имеет в виду (пауза) это скорее соотносится с первой темой. С темой одиночества. Это попытка как-то оправдать возникшую ситуацию. Она не может ответить другим образом, она отвечает именно так. (пауза) Потому что это не что-то конкретное (пауза) это просто то, как она чувствует.
Расскажи о планах на будущее? Что будешь делать дальше?
Я не знаю, какие планы. (пауза) Я пишу. (пауза) Что-то получается, что-то не очень. И если в перспективе удастся что-то поставить на сцене или экранизировать, это будет здорово. (пауза) Еще хочу завести котенка. Котенок убежал (пауза) семнадцатилетний. Было бы неплохо, конечно, завести еще одного. (конец)
Елена Белова
Фотоотчет с читки на официальной странице фестиваля в Facebook
Фото: Юлия Люстарнова