О читке пьесы «Чихуахуа» Ивана Андреева
Антиутопии перестали пугать. Мы привыкли, что в жизни может быть гораздо хуже, чем в текстах. И всё же иногда стоит встряхиваться, потому что к страху привыкнуть страшно. Такой «встряской» стала пьеса «Чихуахуа» молодого драматурга из Екатеринбурга Ивана Андреева.
Пьеса о том, как в стране отменили тюрьмы и допустили то, чего страшнее всякой тюрьмы – самосуд. И о том, что если раньше были хоть какие-то рамки, то теперь их просто нет: «законопослушные граждане» оказываются хуже «преступников», с невероятной легкостью и радостью травят последних.
Несмотря на то, что пьеса косвенно, но очевидно говорит о политической ситуации в конкретной стране (а режиссер читки Тлгат Баталов усилил это сравнение), она хороша тем, что в ней минимализированы дидактика и пафос.
Драматург Евгений Казачков на обсуждении сказал, что пьеса не дидактична, поскольку в ней нет готовых инструкций - как жить? что делать? И действительно - выхода нет, главный герой – явно симпатичный, но совсем бездействующий парень – умирает, потому что (по словам самого автора) он слаб и даже если в конце и пытается сделать какой-то прорыв, то ничего хорошего из-за этой его слабости не может с ним произойти. Да и вообще почти все люди в этом мире трусливы, дрожат от любого скрипа, как мелкая собачка на тонких ножках.
Странно, несмотря на всю безвыходность, ощущение после пьесы остается светлое – может быть, потому что текст хороший, а читка у Талгалта Баталова получилась ироничная.
После читки «Чихуахуа» зрители аплодировали особенно долго, и эти аплодисменты были ценны собранной в них энергией единства зрительного зала. Люди будто благодарили за то, что им вновь напомнили о том, о чем нужно и важно говорить.
Елизавета Милюхина
Фотоотчет с читки на официальной странице фестиваля в Facebook
Фото: Юлия Люстарнова