О мастер-классе «Драматург минус невинность» Павла Руднева
Уже в самом названии этой встречи поднимался важный вопрос – может ли сегодня художник – в данном контексте драматург – сидеть в тиши своего кабинета и сочинять, не обращая внимания ни на текущие театральные события, ни на общественную жизнь в целом. По мнению Павла Руднева, не может. Конечно, при условии, что он хочет быть поставленным. Более того, Руднев призывает драматурга не просто вливаться в театральную систему, знакомиться с режиссерами и прочими людьми театра, но и получать знания, которые до недавнего времени были, в основном, привилегией театроведов и театральных критиков. Знание искусства прошлого и умение его теоретически осмыслить действительно может помочь художнику найти новые пути в искусстве.
Также в мастер-классе поднята очень важная проблема – отношения современного драматурга и современного театра. Здесь также существует множество подводных камней. Руднев говорит о том, что уже в течение долгого времени театр пытается уйти от роли, которую ему навязывали (некоторые навязывают до сих пор) – быть «служанкой литературы», всего лишь вторичным продуктом по отношению к пьесе. Сейчас ему это в каком-то смысле удалось, чему есть множество подтверждений. Причину этого Руднев отчасти видит в истории ХХ века: «Драматургия – это очень четкая, ясная картина видения мира. После всего того, что случилось в прошлом столетии, театр и все искусство очень боится четких конструкций – слишком страшно, что чрезмерная четкость и ясность приводят к тоталитарным и фашистским идеологиям». Из этого страха, говорит лектор, и возник постмодернизм – явление бессистемное и даже бесстильное, поскольку намешивается такого количества стилистик, что это превращается уже в полистилистику. И наиболее известные и талантливые сейчас драматурги Пряжко и Вырыпаев, выделенные Рудневым во время мастер-класса, хороши тем, что их пьесы бесконфликтные - они скорее наблюдают реальность, чем выносят ей суждение (в случае с Пряжко). Или же, как в случае с Вырыпаевым, отчасти построены на мыслях и философии буддизма, главный принцип которого «ахимса» - ненасилие.
В финале мастер-класса, который был больше похож на лекцию-размышление, Павел Руднев показал на некоторых очень конкретных приемах пьесы «Чайка» Антона Чехова, как зарождалась новая пьеса в начале ХХ века – пьеса, которая тогда предугадала новый театр, театр режиссерский. Пьеса, которая во многом трансформировала три понятия теории драмы, непреложные до сих пор – герой, действие и конфликт.
Елизавета Милюхина
Фотоотчет с мастер-класса на официальной странице фестиваля в Facebook
Фото: Дарья Аксёнова