Репортаж с мастер-класса драматурга Николы МакКартни

  

Должно ли искусство менять нашу жизнь? Вопрос давний и спорный. Драматург Никола МакКартни убеждена – должно! «Я верю, что театр может преображать тех, кто его смотрит, и тех, кто его делает. Я верю, что если искусство не преображает, не побуждает человека измениться – это не искусство».

 

Так горячо, уверенно, почти как манифест, начинает Никола свой мастер-класс. И с первых же минут заражает зал этой уверенностью, ведь она знает, о чем говорит. На счету профессора драматургии Эдинбургского университета, востребованного драматурга и сценариста – сотни социальных проектов по всему миру.

«Вы, возможно, зададитесь вопросом, какое отношение то, что я расскажу вам сегодня, вообще имеет к искусству, - говорит Никола, - но для меня понятие «искусство» очень и очень широкое. Ведь театр – это не здание».

Никола делала проекты в тюрьмах, реабилитационных центрах, домах престарелых, работала с людьмий с ограниченными возможностями. «Конечно, я рада, когда моя работа приносит мне деньги, - честно признается драматург, - но я была бы самым несчастным человеком на земле, если бы кроме денег она ничего не приносила бы мне и ничего не давала бы миру».

В России Никола МакКартни стала известна благодаря проекту Class Act, в рамках которого, совместно с драматургами Михаилом и Вячеславом Дурненковыми и Юрием Клавдиевым, проводила семинары по драматургии, объединив в одном театральном пространстве детей из обычных средних школ и воспитанников детских домов. И результаты этих семинаров, действительно, превзошли все ожидания: «Дети из приюта вдруг осознали, что они имеют собственный голос, они такие же полноценные члены общества, как и другие дети, им есть что рассказать, и, главное, их хотят слушать. Трансформация, которая произошла внутри группы, была просто невероятная».

«Никола удивительный человек – говорит Михаил Дурненков, - человек гигантской души, который очень много сделал для развития современной русской драматургии».

«Проекту Class Act уже двадцать пять лет, - рассказывает Никола, - и я должна вас немного с ним познакомить, потому что метод, который в нем используется, лежит в основе всего, что я делаю. Class Act был придуман в Эдинбурге в театре «Траверс». Дело в том, что в Великобритании театр – это буржуазная вещь. В особенности он был таким в восьмидесятых годах, когда как раз и возникла идея этого проекта. В том, что касается развития современной драматургии, эдинбургский театр «Траверс» - аналог лондонского «Ройал-корта». Никола сама, как драматург, вышла из этого театра.

Театр «Траверс» запустил проект Class Act для поиска новых драматургов. Но он намеревался искать их не среди двадцатилетних, а среди старших школьников в возрасте 14–18 лет. В театре были убеждены: чем раньше направить молодых талантов, тем больше у них шансов развиться в полноценных, профессиональных драматургов. Никола особенно отмечает, что это не развлечение, а очень серьезный проект, в течение которого уже состоявшиеся, известные драматурги приходили в школы и обучали подростков основным принципам построения драматического произведения. И результаты этого эксперимента – короткие пяти-десяти минутные пьесы исполнялись профессиональными артистами театра «Траверс» на большой (еще раз подчеркивает Никола) сцене!

В качестве еще одного примера трансформационной силы «Класс-акта», Никола рассказала историю о группке из четырех девочек-подростков, которые поначалу откровенно скучали на ее семинарах. Но однажды драматург оказалась случайным свидетелем реальной «подростковой драмы» с полным набором, как бы мы это назвали в  пьесе, стандартных, затасканных клише: парень – измена – лучшая подруга – травля в «Фейскубе»… and so on.

«Я могла бы задаться вопросом: зачем, собственно, мне все это слушать? Ведь это отнимает мое профессиональное время. Но я слушаю рассказ пятнадцатилетней девочки очень внимательно, и это самое важное! Я пытаюсь докопаться до причины, почему она чувствует себя так, слово у нее из груди вырвали сердце».

Никола не единожды настаивает на том, что в подобной работе очень важен человеческий контакт: «Когда ты вот так, один на один работаешь с кем-то, это похоже на танец. Важно чувствовать своего партнера. Они могут лгать, утаивать что-то и необходимо вовремя понять, когда не стоит задавать прямые вопросы».

В конечном итоге, разговор с этими девочками вдруг поднимается на совсем иной уровень. Они уже говорят не о личной трагедии, они говорят о том, каково это быть подростком, молодой женщиной, во времена тотального «Фейсбука», когда твоя личная, сексуальная жизнь выставлена на всеобщее обозрение. Так родилась пьеса, лучшая за весь сезон Class Act, в которой была заложена глубокая концепция. Пьеса, которая повергла зрителей в шок, хотя аудиторию театра «Траверс» вообще трудно чем-то удивить. И из зажатых, закомплексованных, вообще не слишком заинтересованных, как в учебе, так и в искусстве тинейджеров, эти четыре девочки превратились в уверенных молодых женщин, которые открыли в себе потенциал, научились писать и полюбили этот процесс.

«Пьеса должна быть провокацией. Процесс работы над ней должен провоцировать нас быть смелыми, сильными и не соглашаться!» - заявляет Никола МакКартни. И тут же, как тест на смелость дает аудитории задание: «Разделитесь на группы по три-четыре человека. Я хочу, чтобы вы сейчас придумали упражнение (на ваш выбор: актерский, режиссерский или драматургический тренинг) для группы из двенадцати человек, внутри которой есть один слепой, и один человек с ограниченными возможностями. Очень важно, чтобы все члены группы могли принять участие в этом упражнении, которое вы придумаете. Но, учтите, оно не должно быть слишком легким! Даю вам десять минут».

Гвалт, воцарившийся после этих слов на время заглушил и скрыл с глаз оратора. Шаркали стулья, участники «Любимовки»: драматурги, актеры, театроведы и просто зрители – склоняли друг к другу головы, увлеченно обсуждали, активно жестикулировали. Творческий процесс пошел! В итоге – лес рук. Никола извинилась, что не сможет опросить всех желающих, все-таки время мастер-класса ограниченное. Но выразила готовность выслушать каждого, кто захочет подойти к ней после семинара. Идеи были самые разные, и некоторые из них приятно удивили саму Николу свежестью и оригинальностью. Например, идея универсального тренинга для драматургов, режиссеров и актеров, которую предложили молодые артисты Театра.doc: «Мы хотели уделить особое внимание интонации. Каждому из участников, мы решили дать такое задание – придумать свой язык. Неважно, как они захотят его сделать, это может быть язык постукивания, язык такта. Затем мы делим всех на пары и даем каждой паре тему. Например, эта пара должна говорить о погоде, но каждый должен говорить на своем языке. Их задача – максимально донести до остальных смысл разговора через интонацию».

Никола пришла от этой идеи в восторг: «Я украду ее для себя, можно?»

На протяжении всего мастер-класса Никола не раз повторяла: «Я не терапевт, я прежде всего режиссер и драматург. В первую очередь я – художник». Но то, что она рассказывает о результатах своей работы с бывшими проститутками и наркоманками из реабилитационного центра «Дом Рахили» (Коламбус. Штат Огайя), производит по-настоящему сильное впечатление. Заставляет задуматься о новой социальной роли и значении драматурга. И о терапевтической функции театра в целом.

Никола МакКартни говорила на «Любимовке» о тех удивительных внутренних переменах, которые происходят с людьми, когда они вытаскивают на свет свои страшные, болезненные воспоминания и начинают конструировать их, складывать, микшировать, опираясь на основные типы драматических конфликтов: внутренний, внешний, социальный и вертикальный (пояснение: к вертикальному конфликту можно отнести труднопреодолимые обстоятельства, такие как наркотики или болезнь); и на структуру: завязка, кульминация, развязка. Одна из женщин с которой работала Никола – Элизабет (ее фамилию драматург, конечно же, называть не стала), после окончания работы над пьесой, смогла полностью излечиться от наркотической зависимости, вернуть детей, отнятых социальной службой, найти работу и поступить учиться на маркетолога. Она смогла разобраться со своей жизнью. И это только единичный пример из множества и множества.

Анализируя собственную жизнь по законам драматургии, мы можем достичь необходимой степени отстранения, чтобы взглянуть на самих себя и на то, что происходило с нами, совершенно по-новому. Задаться вопросами, которые, может быть, никогда раньше не приходили нам в голову. Мы осознаем себя авторами собственной судьбы, у которых есть все необходимые возможности и инструменты, чтобы ее изменить.

В конце семинара Никола МакКартни вновь вернулась к тому, с чего начала: «Необходимо верить. Если мы сами не верим в эту спасительную силу театра, трансформации не случится».

 

Фотоотчет с мастер-класса на официальной странице фестиваля в Facebook

Фото: Дарья Аксёнова