О пьесе «Спички» Константина Стешика
Золотым сечением первого дня Любимовки-2015 стала пьеса Константина Стешика «Спички». Зрителей текст привлек своей лаконичной формой и «необычно обычным» содержанием. При том, что никаких новых или глобальных тем в пьесе заявлено не было, она оставила после себя цельное послевкусие. Во всяком случае, все согласились, что «Спички» - работа завершенная.
Сюжет
завязан на жизни главного героя и его окружения: друзей, семьи, случайной знакомой из парка. Не вдаваясь в опошляющие подробности, драматург позволяет пьесе дышать свободно. В ней нет бытовой конкретики, однако присутствует поэтика быта. Сюжетные повороты часто неожиданны, но происходят настолько спонтанно и легко, что не вызывают тревожного ощущения.
Люди
из этой пьесы сливаются с текущей повседневностью, поэтому убийство может сопровождаться тревогой об испорченной куртке, а сама жизнь приравнена к прогорающей спичке, которая может стремительно догореть сама, а может потухнуть на ветру или быть сломанной неумелыми руками.
Образ огня
является центральным в пьесе. Сказки, которые читает главный герой своей дочери, отсылают к мифам и священному трепету перед пламенем. Огонь несет в себе одновременно и жизнь, и смерть. Он, как самостоятельная материя, и притягивает, и заставляет себя бояться. Однако в конце приводится рассказ о человеке-фениксе, способном очиститься через пламя. «А может и нет».
Режиссер Олег Липовецкий
также подчеркнул значимость образа огня в пьесе. По его мнению, главный герой потому и не мог выжить в конце, что «смысл его жизни – это сгорание».
Автор отказался от "последнего слова", остановившись лишь на том, что пьеса закончена
Кинематографический потенциал
пьесы на обсуждении был отмечен отдельно: сцены крепко прилегают друг к другу, подобно готовой раскадровке, вместе с тем, есть некая фрагментарность текста.
Юмор
внутри пьесы обсуждали не раз. Среди зрителей было мнение, что те шутки и ситуации, которые вызывают смех, недостаточно тонко проработаны. Согласились с этим не все.
Декан театроведческого факультета ГИТИСа Наталья Пивоварова отметила, что "этот юмор – природа пьесы, он помогает приблизить ее к беспафосности жизни, показывает абсурдность быта". Ею же была выдвинута идея, что в пьесе заявлен «новый положительный герой в новой трактовке».
Драматург и вовсе сказал, что цели написать смешную пьесу он не ставит никогда и удивляется, когда над его текстами смеются.
Режиссером
читки стал Кирилл Вытоптов, и зрители положительно оценили его и актерскую работу. Драматург также отметил, что читка ему очень понравилась.
Драматург Евгений Казачков
увидел в "Спичках" «новый уровень необходимого и достаточного» за счет минимальности подробностей в пьесе, которые не провисают, а срабатывают. «Пьеса интересна этим вычитанием», - резюмировал он.
Настоящий ученый
и по совместительству зритель «Любимовки» Сергей подчеркнул, что мифологизированное пространство зачитываемых сказок является единственно важным, а бытовое - это его отголосок, просто в нем утеряна искра мифа.
Ирина Дианова
Фотоотчет с читки на официальной странице фестиваля в Facebook
Фото: Олег Карлсон