Выбор Кристины Матвиенко

Кристина Матвиенко

В этом году внеконкурсную программу фестиваля, в которой участвуют пьесы состоявшихся драматургов, формирует Кристина Матвиенко, театральный критик, куратор «Школы современного зрителя и слушателя» в Электротеатре Станиславский, Москва.

 

Кристина составила программу из четырёх пьес и комментирует свой выбор:

 

Российской «новой драме» – двадцать лет. В off-программе «Любимовки», главного для русскоязычного пространства драматургического фестиваля, собраны четыре пьесы: две написаны взрослыми драматургами, Александром Железцовым и Олегом Богаевым, одна – Павлом Пряжко, и одна – молодой Ириной Васьковской. И это всё – разные слои нашего new writing, в 2000-е перевернувшего всё, не только театр. Две пьесы, Богаева и Железцова, – про пенитенциарную систему как частный случай общего коллапса; Пряжко – про несовпадение между реальностью и пропагандой; и еще одна, Васьковской, – о проекте будущего, слабом, глубоко индивидуальном и, кажется, реальном.

 

Александр ЖелезцовАлександр Железцов «На ладони», Москва

Короткая пьеса с переворотом – телефонный разговор главного героя, потрепанного жизнью мужика, который, сидя у себя в кабинете, за день до отпуска получает задание – «оформить» по статьям митингующих. Путевка в Мисхор обеспечена, на видео – задержанные и побитые, а глубоко из памяти выплывает давнишняя любовь – в Крыму, с палатками и девушкой на букву «Л». Прошлое петлей настигает героя в момент, когда нужно решить – сделать реальный срок девушке с дредами, жестко избитой ментами, или нет.

 

Олег Богаев

Олег Богаев «Дневник влюбленного прокурора», Екатеринбург

Семейная пара, потомственный прокурор и его жена, работают в одном суде. Работа привычная: жестокая, репрессивная и скучная. Но однажды прокурор влюбляется, и всё слетает с катушек. И жена, и сын, и коллеги, и объект любви, и сам прокурор – продукты жизнедеятельности гнилой системы, в которой не уважается никто, кроме начальства. Когда герой пытается выскочить из накатанной поколениями и не подлежащей сомнению колеи, жизнь мстит.

 

Павел Пряжко

Павел Пряжко «Комитет Грустящего Божества», Минск

Ждёшь электронной очереди в банк, клепаешь болты, убираешь снег в куртке работника ЖКХ, а на кармане куртки у тебя – георгиевская ленточка. Ты веришь во что-то, не имеющее отношения к твоей «дешманской» жизни, но почему-то веришь. И ведь всё сопротивляется: задержки зарплаты, остатки йогурта на дне пластиковой бутылки, розовая болоньевая куртка. Но нет – цепляешь ленточку и думаешь, что всё ок.

 

Ирина Васьковская

Ирина Васьковская «Рэйп ми», Екатеринбург

Оля, два Максима и несколько эпизодических лиц; вольготный лайфстайл молодых людей, которые время от времени сражаются с хамством в супермаркете и глютеном в пище, но забили на всё остальное. Это и есть протест «новых вялых», которые быстро женятся, быстро разводятся, любят хорошее вино и аспарагус, а в целом считают, что «пока, б...ь, мы бьёмся на шпажках для канапе на винной вечеринке – шанс есть». Пьеса про новую свободу и попытку её сохранить.