Путеводитель «Афиши» по главным театральным фестивалям Москвы и Петербурга.

  

Китайский Толстой, литовский Пушкин, детские спектакли из Польши, настольный испанский театр. «Афиша» составила осенний путеводитель по главным театральным фестивалям Москвы и Петербурга.

 

Pop-up (Петербург)

Кочующий фестиваль актуального театра

 

Организаторы проекта «Pop-up Театр» (режиссеры Семен Александровский, Дмитрий Волкострелов и продюсер Виталий Ерошеня) категорически отказываются называть свое детище фестивалем, настаивая: это именно что театр — со своими резидентами, гостями и премьерами, только существующий в короткие промежутки времени и в разных местах. Первым местом прописки такого вот театра стало новое петербургское арт-пространство Beatnik (отказывающееся назваться словом «кафе»); первыми резидентами — Театр Post и театр «Тру»; первыми гостями — московские «Театр.doc» и «Практика». Еще здесь показывают новое документальное кино, устраивают перформансы, проводят лекции и мастер-классы. Полное расписание есть на сайте проекта. Плюсы: локация — в самом центре города, крайне дружественные цены на билеты, действительно богатая программа независимого театра. Минус: все это продлится до 4 октября, а когда и где появится снова (и появится ли) — неизвестно.

Когда 27 августа — 4 октября

Где Beatnik

 

«Любимовка»

Неделя читок новых русскоязычных пьес

 

На самый видный драматургический смотр в этом году отобрали 26 пьес из 467 присланных на конкурс. Шорт-лист, в котором так и тянет угадывать названия важных спектаклей будущих лет («Боженька», «Джульетта выжила», «Золотые лосины»), составили авторы из 12 городов России, Белоруссии и Украины, расширив привычную географию такими пунктами, как Химки, Нижневартовск и Запорожье. Пьесы читают в «Театр.doc» (после всех переездов обосновавшемся в Малом Казенном переулке) с утра до ночи; вечернее время в афише отведено «ветеранам» — здесь и Павел Пряжко, и Юрий Клавдиев, и Иван Вырыпаев (внеконкурсная программа). В режиссерском списке симметричное количество звезд актуального театра: Дмитрий Волкострелов, Юрий Муравицкий, Денис Азаров. Вход свободный, по записи. Записаться можно на сайте фестиваля.

Читайте также: 10 самых интересных пьес с фестиваля «Любимовка».

Когда 5–12 сентября

Где «Театр.doc»

 

«Арт-миграция»

Лучшие региональные спектакли, поставленные выпускниками вузов Москвы и Петербурга

 

Критерий отбора «Арт-миграции» весьма специфичен: в программу могут войти только свежие региональные спектакли, поставленные недавними выпускниками главных театральных институтов Москвы и Петербурга. Таким образом Союз театральных деятелей, выступающий в качестве организатора, надеется мотивировать новое поколение театральных режиссеров больше работать в провинции. Из 70 заявок в итоговую афишу попали 5 спектаклей. Из Новосибирска едут «Бешеные псы» по Тарантино и «Ворон» по Гоцци, из Ярославля «Москва–Петушки», «Школа для дураков» по Саше Соколову из Перми и калужская версия «Гупешки» Василия Сигарева. Очевидный хедлайнер выполняет функцию бонуса к основной программе — это довольно несуразно прославившийся «Сашбаш. Свердловск–Ленинград и назад» екатеринбургского Центра современной драматургии. Разнузданный байопик про Александра Башлачева (в исполнении Олега Ягодина, фронтмена «Курары») не приехал на «Золотую маску», так как что-то в нем внезапно не угодило правообладателям. Так что после разразившегося скандала теперь следует ждать некоторого ажиотажа. И самое главное — на спектакли основной программы вход свободный.

Когда11–15 сентября

Где Театральный центр «На Страстном», «Боярские палаты»

 

БТК-фест: Театр актуальных кукол 
(Петербург)

Смотр российских кукольных спектаклей для детей и взрослых

 

Петербургский Большой театр кукол на своей площадке второй раз проводит заметный фестиваль кукольного театра, на сей раз — только от отечественного производителя. Таким образом, в афишу вошли избранные кукольные спектакли лучших региональных кукольников, московские миниатюрные хиты и представительная программа принимающей стороны. Очевидного хедлайнера в программе нет, однако на спектакли московского театра «Тень» и в родных стенах не попасть по причине малого количества мест, помноженного на высокую популярность, а на фестивальные зрелища бородатых алхимиков «АХЕ», что бы они ни афшировали, всегда ломиться имеет смысл в первую очередь. Резиденты «Практики» в составе театров «Трикстер» и «Творческое объединение 9» привезут собранные из болтиков и шурупчиков «Сказки роботов о настоящем человеке» и лубочное чаепитие «Муха-цоктуха», а самый беспроигрышный вариант для досуга с ребенком на БТК-фесте — очаровательный настольные спектакль Марфы Горвиц «Сказки из маминой сумки». Также в наличии офф-программа — обещают устроить несколько концертов, организовать фабрику мультфильмов и познавательный лекторий.

Когда19–24 ноября

Где Большой театр кукол

 

«Гаврош»

Много безумных польских спектаклей для детей

 

Организаторы фестиваля детских театров «Гаврош» всякий раз составляет афишу из спектаклей какой-нибудь одной европейской страны. В прошлом году московские сцены оккупировали голландцы, в этом ожидается впечатляющий десант из Польши. Выделяются главным образом два спектакля театра Baj Pomorski из города Торунь. Первый — высокотехнологичная версия «Праздника непослушания» («Самый маленький бал в мире»); второй — по-доброму шизофренический «Огонек», где гигантские тапки, циферблат и подушка рассказывают трогательную историю девочки, которой больше нет. Самый зрелищный номер программы — музыкальная феерия «Микрокосмос» с огромными светящимися шарами, джунглями, танцами и костюмами в духе

Cirque du Soleil; так выглядит интерпретация «Дюймовочки», выстрелившая на подмостках Вроцлавского театра пантомимы. А из российской программы нельзя пропустить выдающийся спектакль про довоенную Варшаву «Когда я снова стану маленьким» петербургского БДТ; недавно получил «Золотую маску». В высшей степени трогательная история для старого чемодана и одного артиста. Полную программу можно изучить здесь.

Когда24 сентября — 4 октября

Где «Театриум на Серпуховке», «Современник», Театр Луны, театр «У Никитских ворот»

 

«Территория»

Перформансы, экспериментальные спектакли и интерактивные выставки

 

В этом году на «Территории» (фестиваль специализируется на пограничных жанрах) покажут несколько разнообразных пластических спектаклей, один эксперимент из Новосибирска и загадочный интерактивный перформанс (совместно с ММОМА). В последнем случае — речь о персональной выставке французского художника Лорана Перно «Фрагмент бесконечности», позиционируемый как аудиовизуальное исследование времени. Эмоциональным откровением обещает стать французский пластический спектакль «Сфумато» (хореограф — Рашид Урамдан), в котором танцовщики изо всех сил борются с водной стихией. Финский экспериментальный опус «Превращаемые» (хореограф — Теро Сааринен), где кроме тел и свисающих сверху веревок ничего не покажут, интересен тем, что придуман он специально для группы танцовщиков разных стилей и возрастов. Премьера костромской команды «Диалог Данс», сочиненная французским хореографом Карин Понтьес, грозится вернуть всех в детство — настолько она сентиментальна. И новосибирский хук — «Три сестры» Тимофея Кулябина (того самого), сделавшего чеховских персонажей глухонемыми. 

Когда29 сентября — 10 октября

Где Театра наций, «Гоголь-центр», Центр им. Мейерхольда, ММСИ на Тверской

 

Solo

Моноспектакли всех сортов со всего мира

 

Дано: один актер на сцене плюс все что угодно. В качестве второго компонента в этом году на Solo, как всегда, великое и причудливое разнообразие: Достоевский («Кроткая» в исполнении Евгения Стычкина); история одного путешествия, рассказанная в танце («Путевой дневник» московской команды «По.В.С.Танцы»); философия Блаженного Августина («Что есть время?» французской компания Artépo); биография Элеоноры Дузе («Не чувствовать боль» итальянки Элены Буччи) и еще десяток монодрам и интеллектуальных брейнстормов. Главных событий два: «MDLSX» итальянского театра Motus (интригующий акт в исполнении андрогина про великую боль социальных табу) и «Пушкин: Сказки для взрослых...» от удивительного чудотворца-затворника по имени Клим.

Когда1–10 октября

Где Театральный центр «На Страстном», «Боярские палаты»

 

«Балтийский дом» (Петербург)

Новый Някрошюс, шведский стендап и китайский Толстой

 

Первый план «Балтийского дома» отдан, разумеется, новым и лучшим спектаклям Литвы, Латвии и Эстонии. Тут не могло обойтись без премьер сумрачного мудреца Эймунтаса Някрошюса и лирического эстета Римаса Туминаса; и это хорошо. В первом случае — это великого размаха «Борис Годунов» и только готовящаяся премьера по одному из самых библейских рассказов Кафки «Голодарь». Во втором — выдающаяся психологическая драма про пожилого артиста, 30 лет не выходившего на сцену — «Минетти» в исполнении сурового и могучего Владаса Багдонаса. На втором плане заявлены спектакли из Швеции и Китая: музыкальный стендап с тромбоном и живой электроникой про жизнь актера «Саундтрек к моей жизни» (театр «КЕФ») и «Воскресение» по Толстому из далекого Гуанчжоу («Театр №13»).

Когда1–14 октября

Где Театр «Балтийский дом»

 

«Сезон Станиславского»

Один спектакль Эймунтаса Някрошюса

 

 

Программные директора «Сезона Станиславского», не стремясь открывать новые имена, из года в год собирают афишу из новых работ прославленных мэтров. В этом году были объявлены гастроли двух премьер литовского Национального театра: «Бориса Годунова» Эймунтаса Някрошюса, сумрачного гуру бронебойного аскетизма и великой поэзии, и «Площадь героев» Кристиана Люпы, польского генерала тонкой психологии. Вторая вещь внезапно из программы исчезла. Третьим хедлайнером программы обещал стать петербургский маэстро Лев Додин с новым восстановлением культовых «Братьев и сестер», однако и он пропал из афиши. В довесок перестал работать сайт фестиваля. Хочется верить, что «Борис Годунов» все же доедет; во всяком случае билеты на спектакль в продаже имеются и расходятся довольно быстро.

Когда10, 11 октября, 19.00 («Борис Годунов»)

Где РАМТ

 

NET

Современная хореография, хорватский «Гамлет» и крошечный испанский Шекспир

 

Программа фестиваля NET («Новый европейский театр») в этом году отличается пластичностью: в списке хедлайнеров замечено сразу два современных хореографических спектакля — «Manger» француза Бориса Шармаца (Musée de la danse, Ренн) и «The Land» Габриелы Каррицо, представляющей мюнхенский Residenztheater. На оба спектакля следует идти, как минимум чтобы не прослыть несведущим в новейших тенденциях европейского пластического театра. Хорватский режиссер Оливер Фрлич представит свою версию «Гамлета», а испанский выдумщик Давид Эспиноза при помощи крошечных конструкторов и фигурок разыграет компиляцию шекспировских пьес — спектакль значится в афише под аббревиатурой «MAAN» («Much ado about nothing» («Много шума из ничего»). Еще обещают много выдающихся российских премьер первой свежести; нужно следить за обновлениями, а первыми они появляются на сайте фестиваля.

 

Текст на "Воздух. Афиша"