Про читку пьесы «7 категорий любви у древних греков»

 

Искреннюю инфантильную пьесу-стендап про девушку-подростка в поисках мужчины и смысла написала драматург из Уфы Екатерина Тимофеева, читку сделала режиссёр Ольга Пыжова.

 

НАДЯ. Я проверилась и мне сказали, что у меня будет девочка.
ИВАНИДИС. Что?
НАДЯ. Девочка у меня внутри будет, пока не повзрослеет, ну или не выветрится. Моя внутренняя девочка. Пьющая истеричка.

 

 

Пьеса рассказывает о юной девушке Надежде, которую выгнали из университета, она не хочет возвращаться в Саратов, а её мать тоталитарна. Надя пытается решать внутренние проблемы с помощью мужчин. Она верит, что, если найдёт любовь, отдаст себя мужчине, это изменит всё разом: она сможет остаться в Москве, наступят счастье и стабильность. В этих попытках Надежда «пробует» разных знакомых: профессора Иванидиса, гопника Серёжу, который становится Сократом, и даже красивого гея Джо Джо.

 

НАДЯ. Я так не хочу. И это негигиенично.
СЕРЕЖА. А ты захоти.
НАДЯ. Сережа, приди к моей маме в воскресенье и скажи, что ты на мне женишься. И что у тебя тут квартира есть. И что я с тобой живу, а не в коммуналке. И что у нас все хорошо. И что ты такой мужик брутальный меня никуда не отпустишь.

 

Екатерина Тимофеева смешала драматургию со стендапом. В пьесе повествование вдруг останавливается, и главная героиня начинает рассказывать. Шутки смешные, есть интересные детали и наблюдения. Стендап нужен, чтобы показать внутренний монолог главной героини. Это создаёт дополнительную глубину, контекст, с другой стороны – иногда получается проговаривание того, что зритель уже понял, и тогда очарование спадает.

Еще один плюс пьесы – её современность. Она рождается из разных частиц: из стендапа – формы подачи материала, который современному зрителю привычен – из наблюдений главной героини.

 

 

НАДЯ. Сережа, это было не молоко, а моя жизнь и она рушилась. Ты написал мне «ок». Просто ок. Ок это как мне пох. Ок – это когда ты спрашиваешь у гугл, какая сегодня погода. Ок – это причина, по которой меня родила мама. Окей, гугл какая сегодня погода? Кислотный дождь с говном!

 

На первом уровне пьеса – про девушку в поисках мужика. По мере развития сюжета, по мере представления новых обстоятельств, по мере того как глубже раскрывается мир героини, мы понимаем, что Надя ищет не любовь: она ищет себя. И не может найти. Главная героиня ищет себя в этом сложном мире, где есть тиндер, минет, Саратов и красивый гей Джо Джо, а парня – нет.

 

Что нужно Наде на глубинном уровне: помириться с матерью, стать независимой, найти любовь? До конца пьесы мы этого так и не понимаем. Этого не знает и драматург. Пьеса остается без финала. Но это вполне объяснимо тем, что героиня ещё не нашла себя.

Читка прошла энергично, ровно, с успешным вовлечением зрителя. Режиссёр Ольга Пыжова приняла материал. Главная героиня в исполнении Дианы Шульминой получилась честной.

 

 

Полина Бородина, драматург, арт-директор фестиваля «Любимовка»: «В простоте пьесы есть лёгкость и обаяние. При этом она начала утомлять меня выучиванием всего. Но потом вдруг попадаешь под невероятное обаяние главной героини, её комедийность. Главная героиня драмы всю свою жизнь прикидывается, ностальгирует. Всё инфантильно и бессмысленно в саркастической схватке. Но потом начинается система монологов и история с Серёжей-Сократом».

Нина Беленицкая, театровед, арт-директор фестиваля «Любимовка»: «Пьеса многообещающая. Это просто хит. Это то, что в моем представлении хотят смотреть молодые люди, приходящие в театр. Первые два акта построены на том, что герои себя не понимают, а мы их видим. Это создает подтекст. От этого строится много эмпатии, присоединения. Но вся третья часть идёт вниз и возникают предсказуемые вещи».

 

Дмитрий Чайкин

Фото: Юрий Коротецкий и Наталия Времячкина