Интервью с куратором off-програмы Кристиной Матвиенко

 

Театральный критик Кристина Матвиенко выбрала пьесы для off-программы «Любимовки-2019» и стала модератором четырёх обсуждений читок. О важности и смысле отдельной программы, о своём выборе пьес и впечатлении от того, как все прошло, о том, как это важно – быть точной она рассказала Блогу.

 

 

Кристина, как ты относишься к идее «off-программы» и какими были твои первые впечатлениях, когда тебе предложили стать куратором в этом году?

 

Идея «off-программы» в том, чтобы показывать пьесы ветеранов, мастеров и в общем-то взрослых людей, которые уже ставятся, которые уже вышли из категории «молодых драматургов» и при этом они всё равно являются современными драматургами. Поэтому нужно, чтобы их голоса, их тексты звучали. Поскольку огромный вал пьес написан реально молодыми людьми, наверное, правильно отделить этих мастеров в какую-то секцию, чтобы дать место тем, кто только начинает. Когда мне предложили, я обрадовалась, потому что это почётно. Но я думала об этом с лёгким ужасом, ведь нужно придумать, что собирать в программу. Должна быть идея или внутренний сюжет. Нужно же чтобы это были не просто best of the best. Но пьесы почему-то сложились. Мне кажется, так и произошло, потому что они про настоящее время, про сегодняшний момент. Оно печальное, грустное и в этих пьесах это отражено, особенно у Пряжко.

 

Сегодняшним зрителям нужно про сегодняшний день?

 

Да. Но я не люблю, когда тенденциозно. Мне это неинтересно. Мне интересна микроструктура пьесы, как в ней разговаривают люди. В этих четырёх вещах я услышала время. А оно было разными людьми представлено. Мне показалось, что это там есть. Был ещё ряд текстов, которые мне понравились: тексты Дмитрия Богославского, Германа Грекова, Ксении Драгунской. Я жалею, что должно быть только четыре пьесы отобрано.

 

Какие у тебя впечатления после читок? Что оказалось наиболее приближённым к твоим ощущениям?

 

Мне очень понравилась читка в постановке Александра Вартанова – пьеса Олега Богаева «Дневник влюблённого прокурора». Она прошла хорошо. Приятно, что этого автора мы давно в ротации не наблюдали, и он прозвучал, и было здорово. Читка Васьковской «Рейп ми» режиссёра Никиты Бетехтина была вообще прекрасной. Пьеса Пряжко «Комитет Грустящего Божества» от Дмитрия Волкострелова получилась в каком-то смысле ожидаемой. Её можно было себе представить, когда, например, знаешь, что будет ставить этот режиссёр. В четвёртой читке – пьеса Александра Железцова «На ладони», режиссёр Дмитрий Лимбос – у меня совпадения не произошло, но я могу ошибаться. В целом про это было интересно разговаривать. Это очень разные авторы. Одни всё-таки имеют отношение к прошлому, а другие выросли на их пьесах.

 

Ты довольна тем, как всё прошло?

 

Я ужасно волновалась. Любимовская аудитория – крайне чувствительная, развитая эмоционально. Я действительно очень боялась обсуждений. Задача же в том, чтобы быть точной. Надо дать людям высказать реально что-то, а не пустые слова. Это добывание – сложность. Мне кажется, что когда такая сцепка происходила, то получалось интересно. Наверное, потому что я боялась. Я ужасно нервничала и во время читок. Каждый раз, когда я слышала что-то, что не так слышалось в моей голове, начинала страдать, что все будут скучать.

 

Было ли что-то, что для тебя открылось иначе в читках или в обсуждениях?

 

Было, сто процентов. Практически всё. Это новые ракурсы. До чего-то ты не можешь догадаться сам. Люди помогают тебе. Коммуникация – это важно.

 

Евгения Ноздрачёва

Фото: Юрий Коротецкий и Наталия Времячкина