Интервью с режиссёром Микитой Ильинчиком

 

Микита Ильинчик сделал читку пьесы «Вручную» Лизы Каменской, представленную во fring-программе фестиваля. С режиссёром мы поговорили о «Любимовке» с разных сторон, об источниках вдохновения и особенностях постановок читок.

 

 

В прошлом году вы участвовали в «Любимовке» как драматург, в этом году – как режиссёр. Что изменилось в ваших ощущениях и эмоциях от фестиваля?

Я и во время участия в прошлой «Любимовке» был режиссером. А так, это моя первая читка, я никогда до этого их не делал. Сейчас только приехал из Беларуси, где мы с Настей Василевич, куратором Центра Белорусской драматургии, часто делали читки, но я в них участвовал как актёр.

Я заметил тенденцию в белорусской драматургии: читка театрализуется, переформатируется, украшается. Думаю, что это плохо, потому что для меня читка – это презентация текста, автора, а не режиссера. Поэтому мне нравится «Любимовка», ведь здесь ты забываешь про своё режиссерское эго, а оно у режиссеров очень большое. Это классный опыт, забыть про себя и думать про автора. Несмотря на это, ты всё равно думаешь, как преподнести текст, что выделить. Для меня главное, что драматургиня осталась довольна, возможно, она услышала новый темпоритм, потому что я почувствовал особый ритм и пытался его передать.

 

Почему решили взять пьесу именно из списка fring? Что особенного для вас именно в этой пьесе?

Я не выбирал. Мне написали, я отказался. Потом мне снова написали, и отказаться уже не получилось. У меня вчера была премьера спектакля в Минске, я сел на поезд, приехал в Москву в девять утра, в двенадцать мы встретились с актёрами, три раза прочитали и показали. Но до этого я ещё долго сидел с текстом сам – разбирал его. 

 

Как думаете, есть у вас свой собственный режиссёрский стиль? Что на него повлияло?

Это прозвучит эгоистически, но думаю – да. Я очень рад своей мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе, потому что там тебя не уничтожают. Даже если ты кому-то не нравишься, это совсем нормально. В хорошем смысле, закрывают глаза на тебя, и это даёт возможность реализовываться и формировать себя как художника.

 

Расскажите про свои источники вдохновения.

Это всё мелочи. Например, я могу смотреть сейчас на номер машины и вдохновится. Зависит от состояния, восприятия окружающего мира.

 

Почему вы – режиссёр?

Мне очень нравится фраза Евгения Борисовича Каменьковича, которую он нам повторял: «В театре было всё, кроме вас».

 

Алена Волкова

Фото: Юрий Коротецкий и Наталия Времячкина