О читке пьесы «Иконостас.mp3»

 

Весь четверг на «Любимовке» читали fringe. В эту программу попала работа драматурга Даниила Гурского. Автор загадочный: ничего про него не знают ни организаторы, ни «Гугл». Да и текст не так прост, как может показаться.

 

 

В названии пьесы уже указан формат - «mp3». В таком формате читка и начинается, а если точнее, она начинается до того, как зрители сядут на свои места. В зале звучит запись монотонного женского голоса. Это аудиокнига «Иконостас» Павла Флоренского. «...обычных образов зримого мира, в отношении того, что называем мы "действительностью", сновидение есть "только сон", ничто, nihil visibile, да, nihil, но, однако, visibile…» и так далее.

 

Аудио выключают, и текст книги Флоренского переходит на проектор, спокойно бежит, как титры в конце фильма. Хочешь – читай. Актёр Сергей Карабань начинает озвучивать авторский текст: «Останавливается машина. За рулём Сергей. В машине звучит запись «Иконостас». Сергей выключает фары, кондиционер, ставит машину на ручник, выключает зажигание, вынимает ключи». 

 

 

Это не монолог, не размышления, в авторском тексте есть несколько коротких фраз, но они как будто не главное. Автор указал, что это «мэшап-текст для театральной медитации». Но по форме больше похоже на сценарий фильма, где много действия, мало диалогов. Локации разнообразные, меняются часто: машина, фитнес-зал, душевая, раздевалка, машина, улица, магазин, машина. Действия Сергея будничные, в них нет ничего неординарного. Все мы постоянно обновляем на телефоне свои соцсети, после пробежки встаем на весы и расстраиваемся или идем в магазин, слышим привычное хамство кассира, даже не реагируем на него.

 

И всё это время, пока Сергей «живет» свой день, звучит (бежит по экрану) текст «Иконостаса». Потому что Сергей всё время параллельно слушает аудиокнигу в наушниках. Вы ведь тоже так делаете? Экономите время. Стоите в пробке и совершенствуетесь интеллектуально. Потом текст о жизни Сергея заканчивается. Он не обрывается внезапно на какой-то трагической ноте, просто автор решил остановиться здесь. А вот «Иконостас» пробежал по экрану ещё не весь. И следующие 15 минут в тишине и темноте зрители дочитывают его.

 

На бумаге эта fringe-пьеса выглядит как таблица: слева – авторский текст с описанием действий Сергея, справа – отрывки из «Иконостаса». В кино такой сценарий трактовали бы просто: слева – картинка, справа – закадровый текст. А значит, получился бы артхаус, в котором показан один типичный день из жизни Сергея. Только вместо музыки и интершума – аудиокнига Флоренского. Но в театре такой формат реализовать сложно. Поэтому режиссёр Елизавета Спиваковская решила показать «закадровый текст» на экране.

 

Наверное, это и есть возможный театр будущего. Ведь любой современный человек умеет считывать сразу несколько информационных потоков: говорит с друзьями, тут же отвечает на сообщение в рабочем чате, комментирует фотографии в «Фэйсбуке» и выкладывает фото в «Инстаграм». Так почему бы и в театре не совмещать эти информационные пространства? Пожалуйста – следите за жизнью Сергея и слушайте текст Флоренского. А почему два этих потока идут параллельно? Вопрос, на который каждый зритель отвечает для себя сам.

 

Юлия Костюркина

Фото: Даша Каретникова