Мастер-класс Кирилла Глушаева: Базовые принципы и техники в системе импровизации Кита Джонстона

 

Пятый день фестиваля начинался жарко, душно и по-своему прекрасно. Места заняты, только что-то совсем не видно того, ради кого все сегодня собрались. Речь, как обычно, начинает Евгений Казачков: «Мы благодарим Варочный цех, Сферу, Эхо Москвы, Лит Рес… и сегодня я рад вам представить актера, режиссера, переводчика, участника импровизационного театра, преподавателя Академии музыки и театра Литвы, это все он попросил меня сказать, – Кирилла Глушаева». Тут прямо из зала на сцену выбегает стильный молодой человек в ярко-зеленой рубашке и шортах.

 

 

«Я никогда прежде в Москве не был, с театром мы приезжали, а так – никогда.

Мы с вами будем говорить об импровизации сегодня, и поэтому давайте начнем с того, что вас всех интересует, потому что один из важнейших принципов - слушать важнее, чем говорить, и следовать важнее, чем вести, так что – начинайте».

 

Началось. Но не с вопросов из зала, как на интервью или обсуждении чего-либо, а с импровизационных практик от Кирилла.

 

«Давайте все встанем и поздороваемся со своими соседями, которые пришли сегодня.

Отлично, а какого цвета глаза у ваших соседей?»

 

На лицах людей задумчивость и ухмылка.

 

 

«Значит, давайте еще раз поздороваемся. Ага, отлично, теперь давайте обнимемся, а теперь так, как будто вы темпераментные грузины, а теперь так, будто вы 50 лет не виделись, отлично.

Теперь давайте все повернемся сюда, в сторону окон и начнем делать массаж впереди стоящему человеку.

Всё, можете сесть, лечь, встать, в общем, занять любое удобное для вас положение».

 

Кирилл потом еще упомянет, что каждое шоу начинается с небольшой разминки для всех, кто приходит: «В Театре участвуют все, это коллективное творчество».

«Импровизация – это жанр личностей, всех, кто приходит на шоу, или на мастер-класс».

 

Вопрос из зала:

– А кто же всё-таки такой Кит Джонстон?

 

Кирилл: «Я считаю его своим дедушкой. Он создал импровизационный театр и назвал его «Loose Moose». Кит составил весь актерский список вверх ногами. Есть в списке непреложное правило: «Будь оригинальным». Кит утверждает: «Нельзя быть оригинальнее своего оригинального генетического кода; Будь средним!» Там: «Будь всегда готов». Кит говорит: «НЕ будь готов!» Ну, и так далее».

 

 

«Пожалуйста, ошибайтесь»

 

«Ошибка в импровизационном театре – это то, на чем все строится, из ошибок складывается история, и на "ошибках" можно сотворить невероятное. Первое, что нужно сделать – признать ошибку. Как говорится в норвежской пословице, не ошибается только тот, кто лежит. Да и жизнь в целом это же не результат, а процесс, поэтому нужно ошибаться.

Не нужно бояться быть клоуном, или не оправдать чьих-то ожиданий, или сделать что-то не так. Нужно действовать и принимать то, что с тобой случается».

 

Время мастер-класса подходило к концу, но без импровизационных практик Кирилла не отпустили.

 

Были и игры разговорные, когда добровольцы выстраиваются в ряд и каждому нужно сказать слово на определенную букву. Казалось бы, чего проще? Но здесь и сейчас присутствовать было сложно. В голове, вместо наблюдений за залом и твоими партнерами, мысли: «как бы кто не сказал моего слова, или какие же еще слова-то на эту букву остались?»

 

«Спасибо.

Давайте дальше…

Мне нужны два добровольца из зала, мы с вами будем играть в «Слово».

Каждый из вас может говорить только одно слово, никто не знает темы, куда нужно прийти, история будет просто складываться сама собой».

 

И тут опять началось! Некоторые из добровольцев сразу же впадали в ступор, у других получалась смешная история.

 

 

– Кирилл, а как вы вообще пришли в импровизацию?

 

«Я учился на третьем курсе режиссерского факультета: Римас Туминас уехал в Россию, и мы были абсолютно брошенным курсом. Но, как гласит китайская мудрость, где кризис, там и возможности. Я как-то слонялся по академии туда-сюда и забрел к актерам на урок импровизации, ну, и думал, отсижусь где-нибудь сзади. Но отличалось занятие тем, что участвуют все. Педагог говорит: «нужно участвовать», а я такой: «как? я же ничего не умею, я не готовился», и он мне сказал, что и не нужно ничего уметь. Не будь готов. И я вышел, и так хорошо стало, потому что никто не требовал ничего никому доказывать, не нужно было строить из себя доминирующего самца, как если ты режиссер. Я такое ощущение испытывал в последний раз, когда был подростком и танцевал брейк данс, все стоят в кругу, друг другу помогают, поддерживают, делая при этом только то, что умеют. Вот так и началось, мне че-то понравилось и пошло, и поехало.

Театр импровизации «Другой Угол» существует уже 10 лет. За это время было разное. Обычно шоу длится от часа до полутора часов, но бывают и длинные формы, спектакли по два часа. Все это импровизация, но бывают и смешения стилей со стендапом, или с психологическим, драматическим театром. И шоу эти показываются для различной публики, это могут быть четыре бабушки и два священника, а могут быть 2500 зрителей в большом зале. Может быть разное, и это прекрасно.

Продолжение, как говорится, в следующей серии, то есть на следующих мастер-классах!»

 

Анастасия Старова

Фото: Даша Каретникова