Обзор первого дня «Любимовки-2018»

 

 

Территория разговора обо всем, любыми доступными словами, средствами, способами, открыта. «Видишь кого-то в зале, клубе, канаве? Начинай с ним общаться!» – советуют организаторы фестиваля.

 

Долго не могла подобрать точные слова для первого дня этого драматургическо-театрального безумства. Долгожданного. Обожаемого. Неповторимого. Переполненного людьми и событиями. Необычный и привычный день, знакомый и неуловимо иной. Иной во всем. За прошедший год мы изменились и это не скрыть. Объятия, улыбки, счастье встреч с едва уловимым сердитым бликом в глазах, на жадность и суровость минувшего года. Рядом со «стариками» фестиваля новички, впервые попавшие в это варево свободы и строгости, безбашенности и серьезности. Взрывы хохота на обсуждениях подогревают атмосферу. Мы ждали, волновались, переживали. «Любимовка-2018» началась.

 

 

Хочу сохранить этот день – 1 сентября 2018 года. В зале много новых лиц. Дебютанты-драматурги, дебютанты-волонтёры, дебютанты-зрители. Последних всего человек 5-10 на каждой читке. А то и вовсе один робко тянет руку. Уже на первой читке в зале нет свободных мест. Нескончаемый поток зрителей с трудом сдерживают юные волонтёры. Они ещё не научились прочитывать пространство, выхватывать свободные уголки и добиваться максимальной плотности зрителей на квадратный сантиметр. Им строго помогает Евгений Казачков. Перед стульями актеров гора подушек не пустует. Поверьте. При ограниченном пространстве каждая рассадка иная. Для каждой читки создается свой замысловатый узор зрителей. Полусидя, полулежа, друг на друге, на лестнице, под стульями, за дверью. Кислород становится второстепенным, ведь сейчас состоится читка.

 

Открыли марафон читок серьёзные пьесы.

 

 

«Магазин ненужных вещей» Ани Агаповой (режиссёр – Женя Беркович) в силу необычной структуры пьесы был не совсем читкой, а возможной интерпретацией пьесы. На одной странице два разнородных текста. Справа сухое описание особенностей работы ПНИ (психоневрологического диспансера), слева – диалоги и монологи, стилизованные под речь и мышление обитателей этих заведений. В зависимости от очередности прочтения двух составляющих, изменяется восприятие текста. Женя Беркович предоставила нам уникальную возможность. Почитать в любом порядке мы можем сами (все тексты появятся на сайте фестиваля после его окончания), а вот ощутить полифонию текстов можно только благодаря актерам, которые зачитывали отдельные блоки одновременно. Красота мысли человека, находящегося в не самом красивом месте, завораживает. Ужас: никто не застрахован от того, чтобы стать вот такой ненужной для общества вещью, не отпускает.

 

«Пока я здесь» Катерины Антоновой (режиссёр – Виталий Когут) разожгла нешуточное обсуждение, продлившееся почти час. Пьесу ругали за слабость и непродуманность многих моментов, но парадокс оказался в том, что все сказанное, все придуманное и додуманное зрителем, становилось скрытым потенциалом пьесы, превращалось в поле для режиссерских интерпретаций.

 

«Шкура» Алёны Иванюшенко (режиссёр – Татьяна Ларина) – открытая смелая «пьеса с языком», как охарактеризовала её драматург Полина Бородина. На «Любимовке», как в столовой и бане, – все равны. В разгар обсуждения с дальнего ряда тянется рука: «Можно я скажу? Я – актёр». Над головами зрителей возникает фигура Константина Райкина.

 

 

«Я сижу здесь, я – зритель. Я зритель благодарный и тупой одновременно. Удивляюсь, как люди, которые первый раз слышат пьесу, так здорово могут её разобрать. Мы здесь счастливцы, оскорбляющие всеобщую духовность. Мы можем услышать талантливую пьесу, которую, скорее всего, не увидит зритель.

Драматургия, чем она более классна, резка, правдива, точна, по-настоящему и сердцем написана, тем она меньше имеет шансов дойти до тех, для кого она написана (речь о пьесе про подростков – примеч. ред.). Я почитываю «Любимовку». Это очень важно. В современных пьесах видны срезы времени, важные болевые ощущения, которые ни в коем случае нельзя терять».

 

Неожиданно поднялась пожилая зрительница, впервые попавшая на фестиваль. Задыхаясь от волнения и переполняющего восторга, она поделилась впечатлениями: «Меня подруга постоянно таскает на такие спектакли. Но сегодня я настолько поражена. Просто текст, голос, звук, эмоции на фоне кирпичной стены. Просто необыкновенно. Вы такие здесь талантливые. Вы оставили след в моей душе, спасибо вам!»

 

Завершала день первая пьеса внеконкурсной программы, составленной Олегом Лоевским, – «Сосед» Павла Пряжко (режиссёр читки – Валерия Суркова). Бесконечный монотонный диалог двух мужчин ни о чем и обо всем. Разговор ради разговора, за которым ощущаются течение времени, проходящая жизнь, и только слова, только наше присутствие рядом, наше соседство делают каждую минуту осмысленной. Пьеса немого о другом, а «Любимовка» именно об этом.

 

 

«Для многих «Любимовка» останется прекрасным воспоминанием юности. Для кого-то станет профессиональным вхождением. Сегодня для драматургов есть огромные возможности, чтобы реализоваться. Так или иначе, артист должен играть, драматург – писать, режиссер – ставить. «Любимовка» дает пинок в профессии», – напутствовал участников фестиваля Олег Лоевский, куратор внеконкурсной программы «Любимовки». А потом добавил: «Всё бессмысленно».

 

Подпишусь под каждым словом. Всё так. Всё, действительно, бессмысленно. Одинаково бессмысленно и важно. Важно для всех нас. Для начинающих, для тех, кто первый раз пришел на «Любимовку»; для тех, кто рискнул – отправил пьесу, и ее выбрали; для тех, кто первый раз решил стать волонтером (Девчонки! Вас ожидает множество открытий, неожиданностей, и не огорчайтесь, если что-то не получается, раз вы здесь, вы самая лучшая команда!)

 

Всё бессмысленно и всё важно для тех, кто рядом и кому мы улыбаемся, прибегая на читки и обсуждения, с кем обнимаемся. Для тех, кого физически нет рядом, но кто незримо присутствует с нами, о ком мы помним. Всё бессмысленно. Это бессмысленно здесь и сейчас. Это будет самый лучший 29-й фестиваль. Уж мы-то знаем, правда?

 

Маргарита Гриня

 

Иллюстрации фестивальных дней: Лиза Андреева

Фото: Шамиль Хасянзанов