Интервью с Ридой Бурановой

 

 

Блог «Любимовки» завершает серию интервью с ридерами фестиваля разговором с преподавателем Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова Ридой Бурановой, которая рассказала нам о современной драматургии в Башкирии и о своем первом опыте ридера драматургического фестиваля.

 

Рида, каковы, на ваш взгляд, условия для развития современной драматургии в Уфе?

 

У нас успешно развивается Центр драматургии и режиссуры Республики Башкортостан. С уфимскими авторами работают не только местные театроведы, но и приглашенные эксперты, в том числе театральный критик Павел Руднев и драматурги Олег Богаев и Михаил Дурненков. Имена участников уфимских лабораторий постепенно начали появляться в лонг или шорт-листах всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. А Игорь Яковлев с пьесой «На луне» на «Любимовке» – это наша особая гордость. Сегодня Игорь является самым талантливым, интересным автором, каждую пьесу которого ждешь с особым трепетом: он умеет удивлять, даже шокировать читателя.

Параллельно с «Любимовкой» проходила «Артмиграция», на которой был показан спектакль Башкирского академического театра драмы «Навстречу мечте» по пьесе Ангизы Ишбулдиной, еще одного молодого уфимского драматурга и ученицы Николая Коляды (пьеса написана по мотивам повести Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!»). Хочется верить, что в ближайшем будущем Ангиза тоже станет участником «Любимовки».

Думаю, современные башкирские драматурги еще не успели заявить о себе в полную силу – всё впереди.

 

Развивается ли национальная башкирская драматургия? Если да, то по каким направлениям?

 

Хочется верить, что развивается. Только мне кажется, нашим авторам не хватает диалога с современной российской и зарубежной драматургией: надо быть более внимательными к исканиям современных авторов, читать больше пьес, не замыкаться только на своих культурных традициях. Конечно, башкирский фольклор является бесценным материалом для создания оригинальных сценических текстов. Но это не должно сводиться к необоснованной гордости за свою нацию. Нельзя довольствоваться только тем, что у нас есть великий эпос «Урал батыр» и создавать бесконечное количество поверхностных пьес-близнецов на одни и те же темы.

С другой стороны, радует, что наши драматурги стали более внимательно изучать реальную жизнь и людей и немножко перестали придумывать замысловатые сюжеты с наивными героями. В прошлом году Центр драматургии и режиссуры организовал недельную экспедицию по районам республики, и драматурги получили возможность общаться с жителями башкирских деревень и собирать материал. Частично мы уже видим результаты этой поездки. Главное, чтобы подобные поиски продолжались, а не остались на уровне единоразовой акции. Всё зависит от самих драматургов.

 

Какие пьесы и почему вы хотели бы отметить в основном конкурсе?

 

Самыми интересными, на мой взгляд, оказались пьесы о подростках: «Юра» Тони Яблочкиной, «На луне» Игоря Яковлева, «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович, «Карась» Марины Дадыченко. У каждого автора свой стиль, язык и свое мировосприятие. Но их всех объединяет попытка передать боль, переживания, одиночество подростков в этом безумном-безумном мире.

Хотелось бы отметить «Гришу» Инги Воск, которая выделяется на фоне других, написанных по интернет-перепискам пьес, своей четкой формой и ясностью, а также «Как я стал разговаривать с Толиком» Йоси Олишевского – за умение передать страшное одиночество человека в толпе.

Я обратила внимание на «Первый хлеб» Рината Ташимова – эта пьеса органично вписалась бы в репертуар любого башкирского театра и была бы понятна и близка нашим зрителям.

Вообще, предельная откровенность героев, рассказывающих о своей внешне ничем не примечательной жизни без надежды на понимание и сострадание – вот что поразило меня во многих пьесах.

 

Что должно быть в пьесе и чего в ней быть не должно, чтобы она попала в основной конкурс «Любимовки»?

 

«Любимовка» – фестиваль молодой драматургии. А молодые могут позволить себе всё! Поэтому участниками основной программы стали разные пьесы – порой шокирующие, странные, запутанные, ироничные, но живые и способные пробудить интерес публики. О чем свидетельствуют бурные обсуждения после каждой читки. Я рада, что мой первый опыт в качестве ридера за пределами республики состоялся именно на «Любимовке». Не представляете, столько открытий для себя я сделала. 

 

Рида, что дал вам этот опыт ридера?

 

Я привыкла работать только с башкирскими пьесами, при этом всегда пыталась понять тенденции развития современной драматургии в целом. Это сложно сделать, будучи только наблюдателем престижных конкурсов и фестивалей. Поэтому мне было безумно интересно читать огромное количество пьес в режиме нон-стоп в течение нескольких месяцев. Это был важный этап работы в качестве отборщика. Во-вторых, я поняла, что пьеса, которую ты по-своему восприняла во время чтения (или не восприняла), совершенно по-другому может зазвучать во время читки с актерами и открыть для тебя что-то новое. Нельзя делать выводы по тексту сразу после первого ознакомления. Я внимательно слушала и записывала обсуждения, так что можно сказать, что фестиваль стал для меня еще и школой молодого ридера.

И, конечно, это новые знакомства: с драматургами, режиссерами, театроведами из разных регионов, благодаря которым мой взгляд на современную драматургию стал намного шире. Люди на «Любимовке» прекрасны! Я влюбилась в этот фестиваль.

Теперь буду применять полученный опыт ридера на практике. Тем более, в уфимских театрах, в частности, проекте «The Театр» или в том же ЦДР РБ, часто устраивают читки новых пьес. Только у нас стараются брать известных авторов с наиболее совершенными текстами. А после фестиваля я подумала, как хорошо открывать для себя новые имена и экспериментировать с пьесами разного уровня. С удовольствием буду предлагать нашим молодым амбициозным режиссерам пьесы «Любимовки».

 

Надежда Фролова