Интервью с Александром Савухой

 

 

Что общего между строительством дорог и драматургией, бомжом и дипломом факультета прикладной математики? Эти, казалось бы, несовместимые понятия совмещает в своей жизни и своем творчестве Александр Савуха, автор «самой складной пьесы этого года»  «Едва уловимые мстители» и дебютант «Любимовки».

Саша, вы дебютант «Любимовки»! Поздравляю вас с этим! Это большой шаг к изменению восприятия себя как художника, автора и, конечно, толчок к изменению оценки своего творчества. Расскажите, как вы пришли к драматургии? Где нашли смелость прислать пьесу на общественный разбор?

 

Ну можно на ты! И не я пришел к драматургии. Она сама пришла. Я давно полюбил театр, ходил на все спектакли, которые давали в Минске. Потом у нас появились люди, которые стали делать читки. Так я познакомился с современными белорусскими авторами. А потом захотелось писать, потом расхотелось, через пару лет захотелось дописать то, что расхотелось, только с перламутровыми пуговицами, и так получилась первая пьеса. Первая из тех, которую, как мне показалось, можно было кому-то показать.

 

В чем сейчас твои источники вдохновения и какие тенденции развития драматургии ты видишь?

 

Источник вдохновения — это люди. Любовь людей к людям во всех смыслах. Мне кажется, в современных текстах много негатива. Будто бы модно говорить про плохое, это мое очень субъективное мнение. Мы стесняемся с людьми делится чем-то хорошим. Даже с друзьями. Хорошее в диалоге нельзя сделать чем-то лучшим. А вот плохое можно сделать бесконечно хуже. Мат. Я ни в коем случае не против мата на сцене, но перед тем как его использовать, не помешало бы поехать в какую-нибудь деревню, найти там, например, здоровенного пастуха и послушать, какие эпитеты он использует, когда в стадо коров ворвался очень игривый бык. И тогда решить, что может быть ваш герой лучше бы совсем не ругался.

 

 

В таком случае, в чем на твой взгляд, уникальность современной драматургии?

 

Уникальность современной драматургии в том, что она всё больше отходит от классического построения пьесы. Она становится документально-интернетировна. Не знаю хорошо ли это.

Можешь ли тогда выделить некие ступени, по которым развивается современная культура Беларуси?

Культура Беларуси идет в шаг со своим временем. Это не летнее и не зимнее время, оно весеннее. Бывает такой день в конце зимы, когда выходишь на улицу и понимаешь, что пахнет весной. Вот такой день лет пять назад, а может десять случился. Я думаю, что Беларусь начинает движение в правильном направлении. И есть группа людей, которая ведет всех за собой.

 

Скажи, если бы у тебя была возможность стереть себе память и прочесть любую книгу снова, какая бы книга это была?

 

Память бы я себе стирать не стал, но сразу вспоминается «Христос приземлился в Гродно» Владимира Короткевича. Я не лингвист, но оригинал написан на белорусском и мне кажется, помимо смысла, язык тоже имеет определенное значение.

 

Еще я бы хотел сказать огромное спасибо режиссеру читки Александру Кудряшову и всем актерам, которые приняли в ней участие. Читка была хороша, благодаря вам! Ура!

Автор: Зина Кравченко

Фото: Наташа Пятница