Интервью с Алексом Томасом

 

Исследователь современной русской драмы из Англии, аспирант Оксфорда Алекс Томас – один из интересных гостей «Любимовки-2017». Нашему Блогу он рассказал «немного о себе» и о разнице отношения к современному театру в России и Англии.

 

Ты занимаешься изучением современной русской драматургии?

 

Все годы обучения в Оксфорде я занимался изучением литературы XX века. Но когда я узнал о современной русской драме, мне стало дико интересно, и я захотел в аспирантуре исследовать именно эту тему. Сейчас это что-то для меня очень новое, этот мир театра, современные драматурги. До этого я был мало знаком с театром. Моя работа направлена на исследование драматического текста. Я мало знаком с современными постановками. Меня интересует «Любимовка», потому что это читка текста. Некоторые тексты буду поставлены, но большинство останутся просто текстами. Меня интересует именно сам текст, его литературное качество.

 

Откуда у тебя такой интерес к русской литературе?

 

Когда я был подростком, меня интересовала классическая русская литература: Толстой, Достоевский – и классический русский театр – Чехов. И мне очень захотелось читать эту литературу в оригинале. Русский, конечно, очень сложный язык, очень далекий от английского. Сейчас я редко читаю классику, больше занимаюсь современной литературой.

 

Как давно ты учишь русский?

 

Очень давно! Сейчас мне было довольно сложно воспринимать язык, потому что в пьесах было много просторечий, мата и сленга. Драматурги любят создать новые слова или возродить старые. Для меня это было испытанием. Сейчас у меня есть три года, чтобы реализовать мой проект. Я не ожидал, что читка так зависит от актеров и от языка текста. Иногда после окончания я понимал, что ничего не понял. Мне очень нравится формат «Любимовки» тем, что дискуссия после читки очень полезна для таких как я, и тех, кто не знаком с современной русской драмой.

 

Что ты знаешь о современном русском театре?

 

Поступая в аспирантуру, я выдвинул эту тему для исследования, и мне дали стипендию. Я сам драматург. Моя первая пьеса была представлена на Эдинбургском фестивале в 2011 году. Вторую пьесу я написал три года назад и забыл о ней. Но думаю, что надо вернуться к этому тексту и поставить его где-нибудь. О русском театре я знаю мало, но, надеюсь, к следующему году «Любимовки» буду знать больше.

 

Легко ли современному драматургу в Англии поставить свою пьесу в театре?

 

Гораздо легче, чем в России, потому что у нас больше независимых театров, которые могут делать все, что хотят. И для этого достаточно средств. Многие театры в Лондоне сейчас ищут новые пьесы. В Москве очень мало государственных театров, которые могут поставить пьесы современных драматургов. У нас система устроена по-другому. Если театры получают государственные деньги, они все равно остаются независимыми, так как бюджет распределяет отдельная независимая организация и государство не может давить на театры. У нас нет цензуры. Много частных спонсоров, потому что им это выгодно, они получают налоговые льготы.

 

Как публика воспринимает современную драматургию?

 

У нас есть потребность в новых пьесах. Публика жаждет чего-то нового и современного.

 

Валерия Корнильцева