О читке пьесы Тони Яблочкиной «Юра»

История насилия, бунта и ненужности. На «Любимовке» состоялась читка пьесы Тони Яблочкиной «Юра», поставленная Радионом Букаевым при участии актеров театра «Студия.project».

 

Отчим, мать и дочь Ася живут в небольшом военном городке под Москвой, в котором время будто остановилось: там все еще бадминтон и дискотеки в ДК. Отчим – бывший военнослужащий, ныне практикующий навыки ведения ближнего боя в собственном доме: объект – падчерица, задача – выбить дурь и сделать человеком, методы – психологическое давление, тотальный контроль, при неповиновении допустимо физическое наказание. Мать – персонаж, призванный появиться на этом поле боя с белым флагом, со своей задачей не справляется, поскольку решает идти по пути наименьшего сопротивления и встает на сторону мужа. Ася в глубине души отчаянно хочет свободы, и вдруг появляется мальчик Юра, с которым, кажется, можно эту свободу обрести.

 

История неудавшегося спасения. Пьеса, где всех героев можно оправдать: отчим – бывший военный, поэтому умеет изъясняться только приказами, мать – боится потерять каменную стену благополучия в виде супруга, дочь – бунтующий подросток, впрочем, не столько по природе своей, сколько доведенный до бунта. Сложно это, принадлежать всем, но только не себе.

 

 

Во время обсуждения стало понятно, что самое яркое впечатление на зрителей произвел образ отчима.

 

Анна Банасюкевич, театровед, организатор фестиваля «Любимовка»: В этом персонаже и во всей этой семье мне понравилось то, что там нет чернухи и ада – относительно благополучная семья. И в то же время, это очень страшный персонаж – его насилие не физическое, а моральное, удушающее, он действует, словно удав.

 

Михаил Дурненков, драматург, организатор фестиваля «Любимовка»: Герой хочет, чтобы дочь обратила на него внимание, чтобы она показала, что она его действительно слышит. А ей нужно, чтобы он просто ее отпустил. Вообще, это готовая пьеса для Театра Юного Зрителя. Это мир девочки, которая ни в чем не виновата, а виноваты все вокруг. В духе «Все умрут, а я останусь». Референс правды подростков. А еще пьеса вневременная, в ней правда не речевая, в психологическая.

 

Александр Середин, драматург: Меня особенно впечатлил образ отчима. В манере его поведения, в том, как он говорит с дочерью самое страшное то, что все это маскируется под маской заботливого отца. И это такая социальная роль, которая не то чтобы приветствуется, но не порицается – считается, что можно накричать, можно ударить. Поначалу мне этот образ казался немного карикатурным, но сейчас я понял, что он очень точный.

 

Ксения Аитова, театральный критик, ридер «Любимовки»: В этом году много подростковых пьес, а в этой схвачена ситуация отношения родителей с детьми, тот период, когда ты уже взрослый человек, но родители в тебе еще не готовы видеть взрослого.  Когда старший считает младшего своей собственностью. Психологически очень точная пьеса, но иногда заносит в излишний мелодраматизм: если бы это был не отчим, а отец, ничего бы не поменялось.

Большинство зрителей после читки занимал вопрос, почему пьеса называется «Юра», если Юра - не главный герой пьесы?

 

Автор пьесы, Тоня Яблочкина: Пьеса начинала писаться с этим названием. Она пошла по своему курсу, главной героиней стала Асей, но название осталось. А также переломный момент в пьесе – это когда Ася влюбляется в Юру. Потому что теперь у нее появляется право отстаивать свою свободу.

 

Автор: Екатерина Зорина

Фото: Даша Каретникова