Про первый фестивальный день

Читка – обсуждение – читка – обсуждение – читка – обсуждение – мастер-класс. Примерно такой режим существования в ближайшую неделю предлагается всем тем, кто интересуется современной драматургией. Целый год драматурги писали пьесы, отборщики читали, организаторы договаривались, а все остальные ждали. И дождались! Фестиваль молодой драматургии #Любимовка2017 начался. Впереди неделя встреч, эмоциональных и профессиональных разговоров, споров, обсуждений, кофе и яблок. Утром, днем, вечером и ночью.

 

Потерянная сказка

Открыла фестиваль читка пьесы «Первый хлеб» Рината Ташимова (Екатеринбург). История о духоте и безысходности бытовой рутины, выдаваемой за обычаи, культурные традиции, о катастрофическом стремлении человека уничтожить себя и духовно, и физически всеми возможными способами. В небольшом далеком городе живет бабушка Нурия. Она играет на баяне и пропагандирует легкий образ жизни: «Надо много веселиться. За что же это такое человеку, столько горя и веселья одновременно в себе носить?» Однако ее подход никто не разделяет, считая бабушку сумасшедшей. Внук Даня собирается поехать контрактником на войну. Между тем родители устраивают смотрины. Бабушка невесело шутит о браке по залету. А девочка, действительно, оказывается беременной, только не от Дани.

Бабушка Нурия напоминает Бабу Ягу, которая в народных сказках сидит в своей избушке как пограничник между миром живых и мертвых. Только нет теперь избушки, нет волшебного леса, а из собственной комнаты-избушки бабушку хотят выселить. Кладбище – территорию мертвых, созданную живыми – сравняли с землей экскаваторами. Вот Баба Яга и пытается обосноваться в колодце – единственном доступном коридоре в иной мир. Собою она хочет закрыть проход в тридевятое царство, чтобы пацаны не уходили контрактниками. Только Даня все равно уедет, а потом Нурия будет провожать и другого мальчишку. Иваны Царевичи отправляются в путешествие через темный непроходимый лес не за чудесной наградой, а от пустоты и «мертвой воды», наполняющей городскую реку.

 

 

Блуждающие в темноте

Пролог пьесы «Меня волнует вся х**ня» Натальи Блок (Херсон): пьяный бессвязный диалог из практически одной лишь обсценной лексики, приправленный киндер сюрпризами, водкой, кофе, коньяком, бейлисом и пакетиками с травой – сначала... удивляет. Постепенно в нем проявляются своеобразные выводы достаточно долгих размышлений о жизни человека в отдельно взятой стране, отдельно взятом мире и отдельно взятой войне. Размышления эти о любви, отношениях, верности, терпении, искусстве, войне, политике и политиках, обществе, о женщинах и мужчинах, знакомствах онлайн, семье, словом всей, всей х**не.

Ася – свободная художница, которая устраивает выставки, занимается искусством просто от нечего делать. Она стоит за свободные отношения, однако измены Винсента причиняют боль, ей хотелось бы, чтобы этого не было. Винсент оказывается в плену, но возвращается без отметин войной. Для него ничего не произошло, в отличие от Аси, потратившей много сил на сбор денег для выкупа. Её итог: «Я не хочу быть женщиной в этой стране. В этом мире вообще». Правда, чтобы стать мужчиной, ей сначала нужно сделать операцию по удалению груди, полежать в дурдоме и доказать, что она настоящий мужик. При таких обстоятельствах, решит ли вопрос операция?

 

 

Экзистенциализм XXI века

Самой необычной по форме пьесой этого дня была пьеса Марии Дудко (Москва) «На сцене». 82 коротких, обрывочных, даже бессмысленных, эпизода – брошенная фраза или своеобразная ремарка, выделенная в отдельный эпизод – обрисовывают картину мира современного подростка. Пустоту, наполненную страхами, заполненную алкоголем, музыкой, вольными отношениями и многим другим, словом, снова «всей х**ней», которая нас начала волновать еще с предыдущей читки. Мы догадываемся, что эти эпизоды – видео в разных соцсетях, и через них мы все больше и больше смотрим на мир. Эту пьесу трудно описать, она представляет собой отличнейший ребус для режиссера. Заполнив пространство между эпизодами любыми сценическими эффектами и возможностями современного театра, можно рассказать и смешную, и болезненную историю о сегодняшнем дне, о новом поколении, которое отчетливее видит жизнь лишь через объектив камеры смартфона.

 

А вдруг там награда?

В конце дня возник вопрос о грузовике с пряниками, который должен перевернуться на нашей улице. Вот он перевернулся. Вы возьмете пряник? А вдруг он перепачкан. А вдруг отравлен. А вдруг... Но ведь это пряник, о котором вы так мечтали... или не пряник? Примерно таким балансом на границе волшебной сказки и триллера завершился первый день фестиваля. Первая пьеса внеконкурсной программы, составленной Павлом Рудневым, – «Сережа очень тупой» всех, скорее, напугала, несмотря на то, что она загадочная и очень смешная. Драматург Дмитрий Данилов продолжает изучать судьбу героя своей первой пьесы «Человек из Подольска».

К программисту Сереже приходят три курьера, но посылку ему не отдают, поскольку условились «быть в течение часа». А это означает, что курьеры просидят в гостях у Сережи ровно час. Зачем? Потому что они работают с душой. Это курьеры разных возрастов, но с одинаковыми именами и биографиями. Имя им – Николай Степанович и все они из города Грязи. Они расскажут о себе и разных случаях из своей жизни, поиграют с Сережей в города, попьют чаю и уйдут, оставив маленький шевелящийся сверток. Что там? Ребенок, которого нет у Сережи и Маши или чудесный сказочный помощник, который исполнит три желания, а может быть, там нечто несущее смерть? Напугав до полусмерти визитом трех всадников апокалипсиса, готовых закопать внезапно умершего клиента или сделать ему хирургическую операцию, автор лукаво играет с нами, не позволяет рассмотреть сверток неправильной формы, туго перемотанный скотчем. Дальше можно долго спорить, что же внутри: награда или смерть. Мы и спорили. Только в награду не верил практически никто.

А может быть, чудо все-таки возможно?

 

Автор: Маргарита Гриня

Фото: Шамиль Хасянзанов